МАШКОВ СТРЕЛЯЕТ ГЛАЗАМИ, А МИРОНОВ - ИДЕЯМИ

Комсомольская правда
12.09.2012
Егор Арефьев

Ветхий питерский дворик похож на матрешку: заходишь в арку, а там еще один двор с аркой, ныряешь в нее - снова двор. Треснутую стенку подпирает плакат явно не из нашего времени: «Будь горд, будь рад стать красноармейцем в ряд». Под ним мокнет коробка с красками. Ну а без дождя Петербурга не бывает...

Завернувшись в шинель, сквозь арки пролетает Владимир Машков. Едва ли он боится промокнуть, плащ скорее для маскировки. Не хочет общаться с прессой.

- Ну как? Готово? - Машков кивает режиссеру фильма «Пепел» Вадиму Перельману и прыгает в съемочный фургон.

Режиссер голливудский - снимал Уму Турман, выдвигался на «Оскар», живет в Лос-Анджелесе и говорит с акцентом. «Пепел» - удивительная история. Герои буквально поменялись жизнями. Вор стал существовать по документам офицера - и наоборот. Так уж сложились обстоятельства в сталинские времена.

Мы попали на съемку сцены в заброшенном полуподвале. Капитан Красной Армии Игорь Петров (Владимир Машков) похищает воровской «банк», а заодно меняется документами с перевозчиком богатств Арсением Пеплом (Евгений Миронов). Бандитское золото красноармеец пытается пристроить в комиссионку.

За столиком в комнате с каменным полом сидит старьевщик. На его лбу блестит лупа.

- Ну что, вещица неплохая... Тысяча вас устроит? - дедушка - божий одуванчик вопросительно смотрит снизу вверх.

- Идет. - герой Машкова немногословен и хмур. Впрочем, как и сам актер. Он все время повторяет текст, шагая от одного конца комнаты до другого, и иногда заглядывает в монитор.

- Володь, тебе надо прошагать от столика, после того как заберешь деньги, - подсказывает Перельман.

- Хорошо. Я предлагаю сделать так: когда он у меня деньги заберет, пусть пересчитает. И скажет: «Молодой человек, деньги надо обязательно пересчитывать, даже если вы их нашли на улице», - выдумывает на ходу Машков.

- Супер! - Перельман улыбается.

На выходе из каморки дежурит девушка - сержант полиции.

- Кого охраняете?

- Не знаю. Но вас обратно все равно не пущу, - с улыбкой, но твердо заявляет она.

Возле актерского вагончика дымит сигаретой Евгений Миронов, рискуя опалить бутафорские усы. А вот и его выход. Кабинет следователя, дубовый стол, шкаф и сейф. Бюст Ленина, портрет Сталина, «Капитал» Маркса...

- Тебе надо похитить личное дело из сейфа, - ставит задачу Перельман.

- Смотри, я вижу это так. - Глаза Миронова загораются. - Прихожу, начинаю искать - в столе нет, копаюсь на столе - тоже. Наливаю воду, пью. В дверь стучат, прячусь.

Каждую реплику Миронов сопровождает действием. Сцена рождается буквально на глазах.

- Следователь заходит, усыпляю хлороформом, оттаскиваю на диван, - продолжает актер. - Подхожу к сейфу, начинаю копаться, закуриваю, вскрываю.

- Да, и не забудь... пепел! - увлеченно кричит режиссер.

- Именно! Вскрываю сейф, нахожу дело и стряхиваю туда пепел... Это мой знак, - выдыхает актер.

Вся сцена - чистая импровизация, съемочной группе остается наблюдать и соглашаться.

А Миронов не упускает ни одной детали:

- В предыдущей сцене пуговица на правой запонке была расстегнута? Ага, хорошо.

- Есть актеры, которые подходят к делу с особым пиететом, - объясняет оператор Илья Демин. - Вот наш Евгений Витальевич (Миронов. - Ред.) постоянно смотрит в монитор. Машков, наоборот, играет на органике. Вроде ходит, хмурится, глазами стреляет, ничего особенного. Потом смотришь отснятый материал - как живой!

- Сложные съемки?

- Примочек будет очень много. Используем весь арсенал - ручные камеры, подводные боксы... Даже мини-суперкран сделали, такого в России больше нет. Там, куда большой кран никогда не залезет, наш юркий краник превосходно снимает - сквозь нары, туннельчики. Перерыв, участники съемок потя­нулись к обеденным столам. Готовят в специальном кухонном вагончике.

- Часа четыре стряпаем, - на ходу рассказывает повар Ольга. - В ресторанах не покупаем ничего, мало ли что там понаделают. Вам суп ­овощной или рыбный?

Усатый оформитель со знанием дела объясняет:

- Хорошо, кухня не как в прошлый раз. Тогда окрошку давали и куру. Окрошку я не ем, а куры на всех не хватило...

Рассиживаться художникам некогда - пора «делать зиму». В роли снега - живописно разбросанные по двору искусственные хлопья.

На них завороженно смотрит мальчик лет 12.

- Fake snow («фальшивый снег» - англ.)? - обращается ко мне.

- Ну да...

Парень не удивился. Сын Вадима Перельмана Джейкоб, видимо, многое повидал...

- Мы создаем не сериал, мы делаем кино, - уверяет Перельман. - Я стараюсь наполнить смыслом каждый кадр, чтобы раскрыть характеры героев и их непростую судьбу.

Фильм снимают по заказу телеканала «Россия». А вот когда покажут - пока большая тайна.