ПРОГРАММА "ВОПРОС РЕБРОМ"

cultradio.ru
21.03.2006
Валерий Дондурей

Гости: Георгий Ильич МИРСКИЙ – арабист, политолог, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН и Владимир Иванович ХОТИНЕНКО – известный кинорежиссер, автор фильма "Мусульманин". Ведущий – социолог Даниил ДОНДУРЕЙ

ДОНДУРЕЙ: Добрый вечер! Вы слушаете программу "Вопрос ребром", и ее ведущий – я, Даниил Дондурей. Мы обсуждаем сегодня, мне кажется, очень актуальную тему "Исламский мир и западная цивилизация: сосуществование или конфронтация?". ... У меня в связи с этим, как раз в развитие этой темы вопрос к Владимиру Хотиненко. Скажите, пожалуйста, вот если существует такое собственное представление о личности, о достоинстве, о безбожности и так далее, это значит, что никаких универсальных, гуманистических, общечеловеческих представлений о том, что такое свобода, личность, правильное поведение, духовность – нет? То-есть, каждая религия, каждый этнос имеют как бы свое видение и человека, и свободы, и его предназначения, и так далее. Вот как Вы думаете?

ХОТИНЕНКО: Очень хороший вопрос. Во-первых, я должен сказать, что, в отличие от Георгия Ильича, я не специалист. Я режиссер, и мое оружие – может быть, это порой интуиция какая-то, может, художественная интуиция и так далее. Отвечая на этот вопрос, я сразу же вспоминаю: когда я собирался снимать фильм "Мусульманин", я, совершенно естественно, прочел Коран. Чтобы хотя бы знать предмет. И вот какое любопытное открытие для себя сделал. И более того, потом на встречи со зрителями или вот на всякие передачи я ходил с выписанными сурами даже, из Корана. И я обнаружил, наоборот, следующее: в Коране ничего такого нет. Вообще я обнаружил много общего, если говорить о каких-то моральных, о каких-то нравственных ценностях. О ценностях, которые удерживают вот это мироустройство, о порядке, я, наоборот, обнаружил много общего. Я вообще обнаружил, что в общем, строго говоря, что во всех религиях фундамент некий нравственный, вот устройство, он, вообще-то говоря, общий. Там могут быть этнические традиции, свои какие-то отклонения, но общих, магистральных установок, вот тех ценностей, тех заповедей, которые есть в христианстве – они практически присутствуют во всех религиях. Вот это я, даже не будучи специалистом, могу сказать достаточно определенно.

ДОНДУРЕЙ: Вот Владимир Иванович рассказывал, как он готовился к съемкам фильма "Мусульманин", фильма в свое время очень важного, и, в общем, показавшего серьезную драму, идущую внутри одного человека, одной семьи, одной деревни, одной страны и так далее. С двумя блестящими актерскими работами этих двух братьев и так далее. Так вот, Ваше видение этой проблемы.

ХОТИНЕНКО: Ну, поскольку рамки передачи достаточно ограниченны, нужно одновременно быть и лаконичным, и точным, и почти говорить репризами. Вопрос-то сложнейший, на самом деле, вопрос сложнейший. Но, по моему убеждению глубочайшему, многое в нашей жизни происходит от, простите меня, конечно, за высокопарность, от элементарной необразованности. Ну, например, достаточно знать, что основные религии, в общем, они друг другу не противоречат в основах, моральных, скажем, каких-то ценностях. Уже будет легче. Достаточно знать еще какие-то элементы, сугубо исторические, чтобы проследить какую-то закономерность, какой-то порядок – наверное, будет еще легче. Знать еще что-то – и так далее и тому подобное. То-есть, отсутствие элементарных знаний – оно усложняет его. ...

ДОНДУРЕЙ: Вот Вы взяли сюжет своего фильма, все-таки для нас очень актуальна эта русская деревня... Как российский народ, российский, так сказать, обычный человек, во-первых – у меня к Вам два вопроса, Володя. Значит, во-первых, переживает ли он реально эту проблему? То-есть, чужой религии, чужих ценностей, чужого миропорядка, другого подхода к морали и так далее? И второй, с этим очень связанный: готов ли он терпеть, терпелив ли? По фильму, мы смотрим, эту драку двух братьев я прекрасно помню до сих пор. С фантастической какой-то агрессивностью и с такой русской удалью и русским ужасом. Вот есть у нас это или нет? Или здесь это не опасно? Мы не будем уничтожать датские посольства, если у нас что-то подобное будет? Вот как Ваше ощущение?

ХОТИНЕНКО: Ну, я, пожалуй, только об ощущениях и могу говорить. Ну, собственно, было два метода исследования этого вопроса. Но это, скорее, не глубокое исследование, а художественное исследование.

ДОНДУРЕЙ: Ну, конечно, художественное. Но оно всегда точнее.

ХОТИНЕНКО: Поэтому интересно было побывать, собственно, в шкуре того человека. Поэтому так мы говорим, ну, Восток – дело тонкое, отговорились, они другие люди, отговорились и так далее, то-есть, существует отстранение. И совсем другое дело, когда ты в этой шкуре побываешь и почувствуешь себя немножко этим человеком. Вот у нас один персонаж в исполнении Жени Миронова – он вот такой человек в шкуре. И другое дело – это жук в муравейнике. Это когда жук в муравейник бросается, и как на это реагирует сообщество. В общем, те, кто видел картину, знает, как там это все происходило. Так ли это может быть жестко у нас или нет? Я не думаю, честно говоря. Но мы много ездили с картиной, много показывали – это было для меня важно...

ДОНДУРЕЙ: В том числе и в мусульманских районах, да? И в православных.

ХОТИНЕНКО: Да-да-да. И я обнаружил – при том, что всегда находились пара-тройка людей, которые кричали: как вы, православные люди, восхваляете ислам, ну и подобную ерунду – основная масса смотрела на это, ну, употреблю термин – с сочувствием. С интересом совершенно безусловным и желанием понять. У нас даже казус произошел в деревне, где мы снимали, Урдово, город Касимов. И мы, естественно, привезли картину, ну, показать им – они там снимались, ну и думали, что будет такой альбом семейный: вот Колька побежал, вот Петька и так далее. И сами ушли, и решили не приходить после сеанса – ну, показали и показали. Так нас нашли, никто не ушел из зала, нас нашли – благо город Касимов небольшой – позвали, и мы разговаривали потом два с лишним часа.

ДОНДУРЕЙ: Ого! То-есть, потребность в этом есть.

ХОТИНЕНКО: Да. Вот это меня потрясло необычайно! Мы такой флирт хотели и все. А от нас потребовали: нет, вы это сделали, вот теперь давайте по этому поводу поговорим. ...