ДНЕВНИК "21 КИНОТАВРА". ПЕРВЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ

kino-teatr.ru
07.06.2010
Екатерина Визгалова

Первая пресс-конференция "Кинотавра" была посвящена фильму "Москва, я люблю тебя!". В ней приняли участие Егор Кончаловский, Екатерина Двигубская, Артем Михалков, Дмитрий Дюжев, Юрий Глоцер и другие члены съемочного коллектива. Ничто так не примиряет тебя с фильмом, как разговор с его создателями:

— Откуда взялась идея альманаха? Не является ли ваш проект калькой с фильма "Париж, я люблю тебя"?

КОНЧАЛОВСКИЙ: Идея альманаха не нова, когда готовился "Париж", меня приглашали в нем участвовать, и к тому времени был снят только один эпизод Тыквера. Но отношения у нас не сложились, так бывает, и тогда подумалось, почему бы не сделать аналогичный проект у нас.

Но если Париж – город, с которым у каждого что-то связано, есть какие-то воспоминания, ассоциации, то Москва похвастаться этим не может. В силу этого мы решили приглашать только российских режиссеров и из стран СНГ.

Я, кстати, до сих пор не смотрел ни "Париж", ни "Нью-Йорк". Это не была калька с проекта, я точно могу это сказать.

— Спасибо за фильм. Конечно, некоторые эпизоды понравились больше, другие меньше. Но не могли бы вы рассказать, а то у нас никто не понял, о чем новелла под названием "Барада (Неприятные ситуации)"?

КОНЧАЛОВСКИЙ: Я согласен, что проект неровен, эклектичен по тому, как эти сюжеты сняты. Мне лично не очень нравится эта история. Но дело в том, что мы с Глоцером не вмешивались в работу авторов. Я не понимаю до конца эту историю. Это женская история, в нашем альманахе вообще крен в женскую сторону, 33,3% – режиссеры женщины, это очень много. Может быть, она имела в виду, что перевелись мужчины, за которых можно выйти замуж. Даже не знаю.

— Курировали ли вы сценарии? Потому что картина оставляет ощущение хаотичности.

КОНЧАЛОВСКИЙ: Отбор был. К нашему удивлению, крупные российские режиссеры не смогли написать внятную пятиминутку, может быть, потому что у них нет опыта работы с клипами или рекламой. Когда мы отчаялись получить что-то внятное от мэтров кинематографа, мы стали приглашать режиссеров, которые только что о себе заявили. Но я согласен, что наш проект – сборная солянка. Хорошо это или плохо – не знаю. Лучше мы сделать не могли, хотя изначально казалось, что мы сделаем очень быстро и легко. Но получилось, что трудностей было в 18 раз больше, чем при съемках одного полнометражного фильма. Очень трудно было выстроить хоть какую-то последовательность, чтобы, например, герой из одной истории потом появлялся в другой. Это оказалось невозможно при нынешней степени организации российских кинематографистов.

— Была ли у вас концепция? Почему вы специально занизили планку, рассказывая о таком большом явлении, как Москва?

КОНЧАЛОВСКИЙ: Да нет, это было упражнение на тему. Было две задачи: чтобы каждый сюжет уложился в 5 минут и чтобы после него оставалось позитивное настроение.

ГЛОЦЕР: Великое кино мы не собирались делать и не делали, поэтому Вы совершенно правы, планка была действительно не высокая.

— Что-то новое вы узнали о Москве, пока делали это кино?

КОНЧАЛОВСКИЙ: Новое я узнал не о Москве, а о российских кинематографистах: узнал, что, если обещал перезвонить – это не обязательно, если обещал сдать сценарий через две недели – не обязательно, если обещал снять за два дня – не обязательно. К тому же это было очень познавательно. 18 производств, 18 методов работы, подходов к артистам.

— Целиком ли будет фильм в прокате?

ГЛОЦЕР: Есть вопросы по поводу новеллы "Барада", мы ее называем "Невесты", мне она тоже не понравилась. Тем более что она в виде заявке была совершенно другая, там было понятно, о чем она, а на площадке госпожа Суни все в корне изменила. Заявлена была одна история, после съемок получилось другое, поэтому было два варианта – оставить или изымать. Мы решили ее оставить, и хорошо, что по этому поводу началась дискуссия.

КОНЧАЛОВСКИЙ: От прокатной компании поступило предложение сделать два варианта – длинный и покороче. Мы обсудим это. Мы рады, что получили вчера живую фокус-группу, которая может отметить слабые места. Хорошо, что зритель на "Кинотавре" получил возможность посмотреть полную версию.

— Какой средний возраст съемочной группы?

КОНЧАЛОВСКИЙ: Младшему около 30, а старшему за 90, в среднем около 40, если всех сложить и поделить.

— Почему у вас Москва ограничивается третьим транспортным кольцом?

КОНЧАЛОВСКИЙ: Чем больше вовлекаешь мест, тем больше Город начинает довлеть. Нам география была не так важна, как человеческие истории. У нас есть Красная площадь, Арбат, Университет... но мы не особо обращали внимание на то, чтобы покрыть всю Москву и прилегающие районы.

— Вопрос Двигубской: Что бы вы сейчас хотели изменить в своей новелле?

ДВИГУБСКАЯ: Я бы вообще сняла другую новеллу. Когда историю рассказал, она для тебя уже закрыта.

— Расскажите о судьбе двух новелл, которые не вошли в альманах.

КОНЧАЛОВСКИЙ: Действительно, сначала сюжетов должно было быть 20. Но авторы почти все вышли из 5 минут. Не смогли соблюсти первый императив. А мы не хотели делать очень затянутый фильм. Мы сразу были настроены на хронометраж 1,5 часа.

— Вопрос актерам: Насколько сложно участвовать в коротком метре?

ДЮЖЕВ: Действительно, сложно по двум репликам или вообще только мимикой сыграть всю историю, чтобы зритель прочитал всю предысторию, характер. У Екатерины Двигубской я мечтал сняться, и мне кажется, что у меня получилось. Я думаю, что альманах – это интересный жанр, яркий жанр.

— В фильме "Париж, я люблю тебя" прекрасно ощущается дух Парижа. Есть ли какой-то дух у Москвы, который нужно было бы передать? Потому что мы не почувствовали.

КОНЧАЛОВСКИЙ: Нам, москвичам, гораздо легче учуять дух Парижа в "Париж, я люблю тебя", нежели дух Москвы в этом фильме, потому что в Москве мы живем, знаем, как наши подъезды пахнут, а образ Парижа у нас формируется по нашим стереотипам. Если посадить француза какого-нибудь смотреть наш фильм, он наверняка скажет, что в "Париже" никакого духа нет, а у нас он почувствует этот дух, потому что у нас есть высотки сталинские, есть Красная площадь, есть метро.

— Вопрос режиссерам: Как вам Егор на съемочной площадке в качестве продюсера?

АРТЕМ МИХАЛКОВ: Я был очень рад, что меня Егор, мой двоюродный брат, позвал на этот проект, но единственное, что не понравилось – хронометраж очень маленький. Хотя бы 20 минут дали бы.

КАЛИНИНА: Я очень благодарна Егору, что ему хватило такта и интереса к каждому из нас.

— У нас в Сочи говорят, что Москва переехала в Сочи. Не хотели ли бы вы снять следующий фильм под названием "Сочи, я люблю тебя!"?

КОНЧАЛОВСКИЙ: А вот Вы мне сейчас интересную идею подали. Почему бы и нет?