ДИНА РУБИНА СОГРЕШИЛА. С КИНО

Газета "Вести"
11.04.2006
Изабелла Слуцкая – Тель-Авив

Ее проза изысканна и притягательна, пронизана искренностью и болью, иронией и состраданием. Книги Дины Рубиной, о которых я говорю, читают и перечитывают повсюду, где независимо от среды обитания не могут расстаться с настоящей литературой. Потому и экранизацию повести Дины Рубиной "На Верхней Масловке", я полагаю, многие любители кино ожидали с нетерпением, надеждой, но и с некоторым опасением... уже успели "породниться" с героями этого произведения.

В центре повествования – две судьбы, две противоположности, которые должны были бы притягиваться – по законам физики, но только не по правилам жизненной логики. Пятнадцать лет живут под одной крышей молодой человек, потерявшийся в современной жизни, и немощная старуха, но все еще могучая личность, самозабвенно любившая искусство...


"Пятнадцать лет бок о бок я существовал с самой Искренностью... Для близких это мучительно, невыносимо." Но она любила его как родного... Эта "последняя нелепая привязанность..."

— Я вообще не считаю свою прозу кинематографичной, – сказала мне Дина Рубина. – И много лет отказывалась "слиться в экстазе" с этим видом искусства. Однако явился ко мне однажды известный режиссер Константин Павлович Худяков, человек яркий, талантливый, и склонил к этому союзу. Так вот я и согрешила. Правда, меня извиняет то обстоятельство, что, сдав сценарий, я уехала из России домой и на съемочной площадке не присутствовала. Так что этот "ребенок" появился на свет, как в той песне поется, "без посредства матери"... Но родилось что-то новое, не во всем предусмотренное сценарием. Однако, конечно, я с восхищением и благодарностью следила за игрой таких выдающихся актеров, как Алиса Фрейндлих и Евгений Миронов, и считаю, что режиссеру удалось сделать очень серьезный талантливый фильм...

О том, что картина "На Верхней Масловке" состоялась, свидетельствуют многочисленные премии, которые она уже получила в разных номинациях на российских кинофестивалях – за лучший игровой фильм и режиссерскую работу, за лучшую женскую и мужскую роли, а недавно Алиса Фрейндлих удостоилась приза "за лучшую женскую роль" на фестивале "Ника".

Несомненно, эта лента – редкий для сегодняшнего российского кинематографа опыт интеллектуального кино. Уже давно на экране не размышляют о серьезных духовных ценностях, тем более так тонко и эмоционально. Мне кажется, фильм оправдал ожидания, и в отдельных моментах даже превзошел их.

Режиссера картины Константина Худякова я нашла в Подмосковье, где готовятся съемки нового фильма. Но мы говорим о премьере: фильм "На Верхней Масловке" только что был показан на Первом канале российского телевидения.

— Почему Вы выбрали именно эту повесть Дины Рубиной, чем она Вам близка и созвучна?


— Дело в том, что эта повесть – о самых высоких человеческих переживаниях: о любви, о жизни и смерти. Это жесткая история, рассказанная очень талантливым автором. Очевидно, это и есть мотивы моего выбора.

— Насколько то, о чем говорится в повести, совпадает с Вашими размышлениями?

— На сто процентов. Иначе я не мог бы это делать. Нельзя сказать, что мы первооткрыватели этих тем – человечество и искусство всегда интересовались вопросами жизни, смерти и любви. Но Дина в силу своего творческого дарования рассказывает не просто историю, а раскрывает трагедию двух талантливых людей: молодого человека, не реализовавшего себя в творчестве, и знаменитой женщины-скульптора, не реализовавшей себя в личной жизни. Очевидно, такой "конгломерат", существующмй в повести, делает эту историю многомерной.

— Ваш выбор актеров был однозначен или Вы делали пробы на эти роли?

— Для меня этот момент всегда сложный. Для того, чтобы остановиться на ком-то, я должен пройти какой-то непростой этап. Я всегда достаточно точно визуально представляю персонаж, тем более что автор здесь дает настолько яркую и подробную характеристику, что спектр поиска предельно узок. Тем не менее, огромное количество компонентов, которые возникают у режиссера при трансформации литературы в кинофильм, делают этот процесс мучительным. Но сейчас я считаю, что для меня не существует других актеров, которые могли бы сыграть эти роли.

— Говорят, что у героини этой повести – Анны Борисовны – был прототип. Дина Рубина подтвердила: действительно, на Верхней Масловке, где располагались мастерские художников и скульпторов, жила колоритная 90-летняя знаменитая скульптор Нина Ильинична Нисс-Гольдман, которая много лет была большим другом ее мужа, художника Бориса Карафелова, и Дина, конечно, тоже ее хорошо знала. Внешне скульптор была очень похожа на Фаину Раневскую, и великая актриса вполне могла бы сыграть эту роль, по мнению Рубиной.. Но в то время никто не предложил снять кино...

— Алиса Бруновна Фрейндлих, естественно, моложе, недавно отмечали ее 70-летний юбилей. Но она потрясающе сыграла эту роль. Анна Борисовна эгоцентрична, Петя не умеет преодолевать трудности, эти два человека сформировались в разное время. Они часто ссорятся, кажутся непримиримыми, но есть моменты, когда вы понимаете, что между ними нежнейшая любовь, просто они не совпали во времени. Вроде как два самолета – один летает на высоте 2000 метров, другой – опрыскивает кукурузные плантации, вот и не встретились... Если бы она была помоложе, а он постарше – у них, возможно, был бы роман. А так... Они – на разных высотах, и это состояние обреченности выплеснулось в нежность самого последнего момента ее жизни. Ведь у них обоих нет никого роднее...

— А как актеры чувствовали себя во время съемок, как им удалось так потрясающе искренне сыграть столь драматические моменты?

— У Жени Миронова и Алисы Бруновны сложились такие взаимоотношения, которые вообще трудно передать словами. Это два грандиозных актера, две личности, которые были влюблены друг в друга, ну, просто как дети.

— Сцена ее ухода из жизни пронзительна. До последнего мгновения эта великая женщина не утратила способности быть самой собой... А Петя – такой трепетный и нежный, буквально лег умирать рядом с ней. В повести этот момент описан очень сильно, но несколько иначе. В кино эти эпизоды благодаря музыке, игре актеров, необыкновенно талантливых, поднимаются до высокой трагедии.

— У меня было такое ощущение, что мне Дина подсказала это. А что-то ведь делается на съемочной площадке спонтанно...

— Финал картины изменен – по повести Петя покидает столицу и возвращается домой, в провинцию. У Вас в картине он остается на распутье, сидя на чемодане...

— Вы знаете, у нас с Диной по сценарию было полное согласие. Единственный момент, который вызвал споры, – это финал. Мне он показался рудиментом прошлой жизни.

— Но человек мог принять такое решение от отчаяния, что могло быть вполне реально. Хотя Ваша концовка картины оставляет какую-то надежду. Может, потеря опоры в жизни после ухода Анны Борисовны заставит героя поверить в себя? Тем более, что есть еще одна героиня – Нина, которая не оставила Петю равнодушным. Кстати, в картине этот интересный образ создала Алена Бабенко, известная зрителям по фильму "Водитель для Веры". Их дуэт с Петей, выраженный полутонами не до конца определившихся чувств, сыгран актерами очень хорошо: Алена здесь женствена, изысканно красива, Женя Миронов способен передать тончайшую гамму чувств и оттенков. Все эпизодические роли в картине исполнены очень профессионально – Матвея, художника, сыграл Евгений Князев, актер театра им. Вахтангова, Катя Гусева и Инга Оболдина тоже прекрасно вписались в актерский ансамбль...

— Я могу сказать, что полгода этот фильм занимал первую строчку в рейтинге Рускино, даже потеснив такие, как "9 рота" и "Дневной дозор".

— Мне кажется, эта лента вполне заслуживает быть представленной на международных фестивалях, ведь это фильм об общечеловеческих ценностях. Мы Вам искренне этого желаем.