ДАМА С ПРОЗОЙ В РУКАХ

Газета "Московский комсомолец" №2219
08.06.2006
Вера Копылова

Когда писательницу Дину Рубину называют автором женской прозы, она яростно негодует – ее романами взахлеб зачитываются и женщины, и мужчины. А ее творчество давно относят к самой качественной части современной литературы. Нашумевший фильм "На Верхней Масловке" с Алисой Фрейндлих и Евгением Мироновым, снятый по ее одноименной повести, заставляет говорить о себе два года подряд. ...

— Фильм получился заметным. Но это неудивительно. Тут дело не только в превосходных актерах, или в талантливой режиссуре, или даже в сценарии... Просто посреди тотального ора, выстрелов и обнаженных ягодиц и грудей вдруг зазвучали человеческие голоса. Всем фильмом была взята иная нота, понимаете, показана иная жизнь человеческого духа. И это оказалось откровением.

— Вы участвовали в съемках фильма? Или писателей не пускают на площадку?

— Ни разу не присутствовала на съемочной площадке по естественным причинам – отсутствия в стране. Да и, честно говоря, даже если бы и жила в то время в Москве – я не любитель путаться у режиссера под ногами. Так что моя творческая биография измеряется не фильмами, отнюдь. Хотя, конечно, мне было приятно и даже – как говорят актеры – волнительно, когда режиссер обратился к тексту моей повести.

— Я читала, что прототипом Анны Борисовны, которую сыграла Фрейндлих, стала реально существовавший скульптор Нина Нисс-Гольдман, человек с уникальной биографией.

— Она – личность громадная. Я могу сейчас перечислить – талант, ум, чувство юмора... но этими качествами обладает изрядное число людей. Необходим еще некий удельный вес личностного начала, самобытность, особая витальность – то, что делает человека выходящим из ряда остальных людей. Вот на днях ушла из жизни еще одна потрясающая женщина, с которой судьба подарила мне возможность дружить, – Лидия Борисовна Либединская. Я надеюсь еще написать о ней, но сейчас могу сказать только вот что: где бы, в какой компании ни появилась Лидия Борисовна, она всегда приковывала к себе внимание. Так что моя Старуха, которая родилась из образа Нины Нисс-Гольдман, тоже из плеяды тех самых "могикан".

Конечно же, моя героиня "в жизни" совсем не была похожа на Алису Фрейндлих, она скорее похожа была на Фаину Раневскую. Но Алиса Бруновна создала блестящий образ. Как и Евгений Миронов, который внешне, да и внутренне, ближе к герою повести. Игра Фрейндлих в сцене смерти Анны Борисовны – это выдающиеся страницы современного кинематографа.

— Моя подруга, потрясенная фильмом, шепчет: "Зачем он целовал эту бабу..." Скажите, пожалуйста, зачем он ее целовал?

— Это мой любимый вопрос. Я вообще люблю, когда после выступлений ко мне за автографом подходят читатели и с укоризной спрашивают: "Зачем Вы ее (его) убили?"

— А Вам не страшно о смерти писать?

— Помилуйте, Вы как моя дочка в раннем детстве, которую всегда приходилось уговаривать, что герой на самом деле не умер, а придуман автором.

— Кино нынче гораздо популярнее литературы, и, увы, многие впервые услышали Ваше имя в связи с фильмом "На Верхней Масловке". Обидно ли это для Вас?

— Помните высказывание Ильича насчет важнейшего из всех искусств? У него имеется начало: "Поскольку народ мы по преимуществу безграмотный, важнейшим из искусств для нас является...", и далее по тексту. Насчет того, что обидно или не очень, то обижаться мне грех – печатаюсь я лет сорок, с ползункового возраста, начинала с самого тиражного журнала империи, издала уйму книг, которые, не могу пожаловаться, отлично раскупались... так что насчет "впервые услышали имя" – это Вы как-то очень сурово предположили. Во всяком случае, кланяться дяде-кинематографу мне вроде не с чего. ...