ЗАПРЕДЕЛЬНЫЙ ДАР АЛИСЫ ФРЕЙНДЛИХ, ИЛИ КАК ИЗ МЫМРЫ СДЕЛАТЬ КЛАССИКУ

Газета "Аргументы и факты"
11.06.2008
Марина Мурзина

Единственной женщиной среди награжденных ученых, историков, художников стала актриса Алиса Фрейндлих. Премию ей присудили с формулировкой "За создание художественных образов, ставших классикой". ... Одна из последних ее работ – фильм "На Верхней Масловке" Константина Худякова.

— Алиса Бруновна? Замечательная Алиса Бруновна! – рассказывает режиссер Константин Худяков. – Абсолютный раритет, совершенно отдельная, ни на кого не похожая! Ее очень трудно просчитать в граммах, килограммах и прочем. Она измеряется в других категориях. Я подружился с ней на картине "Успех", и уже тогда она меня пленила.

Говорят: "Она – великий артист". Это и так все знают, и мне не хотелось бы становиться в рядок. Поэтому скажу так: Алиса Бруновна не актриса. Она обладает каким-то запредельным даром. Таким, каким обладал Гоголь. Она – карандаш в руках Божьих. У нее необыкновенный дар существования в роли, это даже не по Станиславскому, который требовал от актеров перевоплощения. Когда после съемок фильма "На Верхней Масловке" я приехал в Питер, она сказала: "Посмотри, что ты со мной сделал" – и протянула свои скрюченные руки. В картине ей досталась роль 90-летней скульпторши, в которую влюбляется герой Евгения Миронова. Алиса Бруновна образ этот воспринимала через себя, она живой как ртуть человек, безумно темпераментный. При этом очень смешная, у нее бриллиантовые мозги. Мы пытались на съемочной площадке состарить ее лет на 10-15, какие-то нашлепки сделать, но это все выглядело ужасно. Пришлось от этого отказаться. Фрейндлих "въехала" в образ 90-летней скульпторши Анны Борисовны без всяких актерских заклинаний и шаманств.

Надо сказать, я не понимал, как это сделано. Но цену, видимо, она за эту работу заплатила огромную, потому что после этой роли у нее действительно болел позвоночник и руки стали старческие, склеротические!

Алиса Бруновна обладает удивительным талантом – безумная легкость восприятия этой нашей безумной работы. Она не играет – она живет. Просто у нее нет другого предназначения, кроме одного – быть артистом. ...