АЛИСА ФРЕЙНДЛИХ ИГРАЕТ СТАРУХ С ДЕТСТВА

alisa-freindlih.ru
2004

На возрастные роли Алисе Бруновне Фрейндлих везло еще в школьные годы. В драмкружке она переиграла немыслимое количество всяких Феклуш и сумасшедших барынь. "На втором курсе театрального института я была старой глухой скотницей, – вспоминает артистка, – а на выпускном сыграла очередную свою престарелую героиню. У меня в дипломе так и написано "острохарактерная актриса". Это, наверное, норма для такой аттестации играть героинь намного старше себя по возрасту. Для подобных ролей я и была предназначена. А роль королевы в "Трех мушкетерах" скорее случайность". И вот все возвращается на круги своя. В новом фильме Константина Худякова "На Верхней Масловке" артистке предстоит постареть на 17 лет. И умереть...

Сегодня в первом павильоне "Мосфильма" снимается та сцена фильма (производство кинокомпании "Президент-фильм"), в которой героиня Фрейндлих, престарелая скульпторша, ждет смерти. Сильно пожилая женщина (лет под 90), утопая в подушках на древней железной кровати, в розовой ночной сорочке выглядит изможденной, но все-таки сильной. "Открой окно, я хочу видеть, как придет смерть", – произносит Алиса Бруновна. И так пять дублей. Видно, что сыграть агонию и умирание актрисе непросто. После каждого дубля она сильно устает, и это заметно даже через грим. В перерывах Фрейндлих не без наслаждения затягивается сигаретой, припрятанной под одеялом, и даже пытается шутить со своим партнером Евгением Мироновым.

Но вот еще один изматывающий съемочный день позади. Наконец-то у Алисы Бруновны есть время пообщаться. Первый вопрос, конечно же, про эксперимент со старением – далеко не каждая из коллег актрисы смогла бы решиться на такое.

— В фильме "На Верхней Масловке" для Вас как для актрисы сложнее стареть внешне или внутренне?

— Внешне сложно только потому, что это кино, где существуют крупные планы. В театре это было бы проще, поскольку там какие-то тонкие вещи в плане грима не так бросаются в глаза. Но и внутренне тоже непросто, ведь моя героиня очень неоднозначное существо. Я даже не могу ее аттестовать как женщину или что-то более-менее определенное. Это именно существо. С абсолютно мужским характером. Большая умница, при этом с очень насыщенной творческой жизнью. В кино ведь существует еще одна сложность: чем глубже ты заберешься в характер, тем очевиднее это будет на экране. С гримом мы долго мучились. Режиссер фильма Константин Павлович Худяков (у которого я уже снялась удовольствием в "Успехе") очень благородный и пластичный человек и в смысле внутренних, и в смысле внешних ходов, долго сопротивлялся обстоятельствам и самому себе и не мог прийти к решению, что делать с моей внешностью. Мы пробовали разные гримы, использовали характерную старушечью пластику. Но тут я спасовала, поскольку решила, что после того, как в течение месяца похожу под какой-то немыслимой пастой, должна буду закончить свое существование как актриса, в том числе и на сцене тоже. Ведь сложный грим эмоционально и мимически парализует присутствие лица, если можно так выразиться. Поэтому в конце концов решили воспользоваться тонким слоем грима и просто подчеркнуть, насколько это возможно, мое собственное приближение преклонного возраста. И обойтись физикой и пластикой. Хотя и быть постоянно сгорбленной на съемочной площадке тяжело, побаливает позвоночник. Я очень устаю от этой роли.

— Вы знали, на какие мучения придется пойти, и согласились. Почему?

— Сначала мне очень понравился сценарий. Потом я прочитала повесть Дины Рубиной, по которой он написан. Я открыла для себя эту писательницу впервые. С ее юмором, глубиной, мятежными характерами и неоднозначными героями, у которых всю жизнь их плюсы борются с их же минусами. В моей героине все это тоже есть. И в этой борьбе плюсов с минусами высекаются искры ее жизнелюбия, которым она смогла зажечь и своего друга, сына, брата в одном лице, которого сыграл Женя Миронов.

— В фильме присутствует еще и пикантный мотив – любовь между Вашей героиней и героем Миронова, который почти на полвека моложе.

— О любви в данном случае я бы не говорила. Поскольку это более емкое понятие, нежели то, что происходит с нашими героями. Эротического притяжения тут нет. Скорее присутствует аспект их синхронности друг другу по духу и мироощущению. Но при этом они совершенно не синхронны во времени. То, что они родились на свет в разное время с таким перерывом – такая вот одна из ошибок творца. Вот и возникает у них то качество любви, когда она умножается на ненависть, которая в свою очередь продиктована разницей лет между ними, которой они оба не удовлетворены.

— С Евгением Мироновым на площадке Вы работаете впервые. Можно сказать, что вы с ним в жизни также близки по духу, хотя и разлучены во времени, как ваши герои?

— Участие Жени в съемках было еще одной из причин, по которой я пошла на это трудное дело. Он мне бесконечно симпатичен по тем работам, которые я видела и в театре, и главным образом в кино: "Мусульманин", "Идиот". Он очень убедителен, и с ним безумно интересно работать. Если говорить о схожести наших отношений и отношений наших героев, то наверняка, будь я помоложе, может быть, я и склонила бы его на роман. Сейчас чувство юмора мешает. ...