ПРЕСТУПЛЕНИЕ И ПОКАЯНИЕ

Газета "Вечерняя Москва" №111
16.06.1999
Игорь Гавриков

Фильм "Мама" ждали давно. Говорили о съемках, о великолепных актерах, занятых в картине, – Нонне Мордюковой, Олеге Меньшикове, Владимире Машкове, Евгении Миронове... А какая была реклама! Да и премьера в Концертном зале "Россия" в присутствии политического и культурного бомонда впечатляла.

Но вот мнения о "Маме" оказались самыми разноречивыми.

Многим зрителям в принципе фильм нравится, но критики усмотрели в нем множество просчетов, нестыковок отдельных эпизодов. Да и "идея" выражена достаточно невнятно. А что думает о картине сам режиссер? Почему он так долго – почти пять лет после "Лимиты" – не снимал "большое" кино? Мой собеседник – Денис Евстигнеев.
...

— На съемках "Проекта" познакомился с Нонной Викторовной Мордюковой и захотел снять с ней большой фильм. Начался поиск материала...

— У Вас в "Маме" вообще удивительный актерский состав.

— У нас давние теплые отношения с ребятами. С кем-то я дружу близко. И, конечно, это большая удача – собрать таких актеров вместе. Это же не просто звездный, а сверхзвездный состав: молодое поколение наших лучших актеров и Нонна Викторовна – героиня большого советского кино.

— Денис, Ваш новый фильм вольно или невольно сравнивают с нашумевшей историей семьи Овечкиных, их ансамбля "Семь Симеонов", пытавшихся в свое время угнать самолет. Сюжет "Мамы" как-то связан с историей Овечкиных?

— Мы со сценаристом Арифом Алиевым, естественно, вспомнили историю Овечкиных, и она послужила отправной точкой для сценария. Только отправной. Реальная история не имеет никакого отношения к фильму. В первый раз, когда я встретился с Арифом, мы задали друг другу вопрос: "А зачем они угоняют самолет?". Прошло два с половиной года. Я как тогда не мог ответить на него, так и сейчас. Вот две версии, берите любую: это акт или какого-то сумасшествия, или просто полной дурости. Мы не могли принять такие версии и поэтому придумали несколько "подпорок" для того, чтобы зрителю хоть как-то был понятен поступок семьи. Но полного объяснения, почему благополучная, известная, талантливая семья угоняет самолет, у нас нет. Только лишь наметки: один из детей – инвалид. Мать хотела вылечить его за границей.

— А тогда, когда семья Овечкиных угоняла лет двадцать назад самолет, было ли объяснение?

— Тогда тоже не было. По крайней мере я его не знаю. Может быть, дети вырастали, и она, теряя их – кто-то уходил в армию, другой женился, – решила таким образом не отпускать их от себя.

— Так о чем же Ваша картина?

— Она о когда-то совершенном преступлении и покаянии.

— В героине Мордюковой уже кто-то увидел Родину-мать, собирающую пусть плохих, но своих детей вместе, Родину, когда-то перед ними провинившуюся...

— Я к этому отношения не имею. Что называется, "без комментариев". Мы делали картину про конкретных людей, а подобные обобщения – дело зрителей, критиков, а не мое. ...