10 ЛЕТ ФИЛЬМУ "ЛЮБОВЬ"

Журнал "Кино парк" №1
01.2001
Наталья Москальонова, Валерия Белова

...

А не спеть ли мне песню о любви...

Когда в Москве состоялась премьера, газеты написали, что "Любовь" – это первый фильм, сменивший "чернуху" на российском экране. Хотя на самом первом показе, который проходил на фестивале в подмосковном городе Заречном, фильм Тодоровского разгромили. Вердикт молодых критиков был таков: "Картина аморальна и одинаково оскорбительна для национальных чувств евреев и русских. Режиссер Тодоровский воспел в лице героя картины быдло, поскольку человек, который плюет в женщину и называет свою возлюбленную жидовкой, не может вызвать сочувствие. А любви в фильме просто нет".

На самом деле любовь была. Тодоровский рассказал в своей картине две обыкновенные истории о первом чувстве, которое бывает таким разным. Студент Вадим познакомился на вечеринке с Мариной. Она была дочкой дипломата, жила в центре Москвы в огромной квартире, с бабушкой, "глухой как сова". Вадим и Марина встречались, занимались любовью тайком от бабушки. А когда та их застукала, пришлось пожениться. Приятель Вадима, Саша, тоже влюбился. В девочку Машу. Еврейку. Они долго гуляли по зимней Москве, мерзли и разговаривали. Ее мама была стоматологом. А бабушка мечтала о том, что Маша выйдет замуж за еврея и уедет в Израиль. Семью Маши терроризировал по телефону неизвестный, ненавидящий всех евреев в принципе.

Маша все же уехала в Израиль. А Саша остался... Кстати, Валерий Тодоровский в своих интервью рассказывал, что с ним произошла та же история. Ему было шестнадцать. Он встречался с девушкой, а потом она уехала за границу на ПМЖ. И подруга Евгения Миронова, сыгравшего Сашу, тоже в свое время уехала. На ПМЖ... Тогда таких историй было много. Когда картину показывали в Нью-Йорке, к Тодоровскому подходили молодые ребята-эмигранты и говорили, что он снял фактически историю их жизни.

Фильм собрал множество призов на кинофестивалях: в Торонто, Чикаго, Лондоне, Москве и Сочи. А в Канне получил сразу три награды – публики города Канн, Европейской ассоциации художественного кинематографа и... католического жюри. Последний приз всех просто ошеломил. Директор каннской программы все время отводил режиссера в сторону и спрашивал: "Как это? Как это получилось?"

В общем, хорошая у фильма судьба.

Это "Любовь", ну, да, конечно...

С названием мучились долго. Заканчивая монтаж своей картины, Тодоровский узнал, что на "Мосфильме" выходят ленты "Нелюбовь", "Сумасшедшая любовь" и "Московская любовь". А когда поинтересовался, много ли в мире было выпущено фильмов с названием "Любовь", то выяснилось, что почти в каждой стране есть по одному. Тогда Валерий собрал съемочную группу и устроил конкурс на лучшее название. Все пили коньяк и думали. Процесс шел плохо. Получалось банально: все время слово "любовь" и некий эпитет. В результате оставили прежнее название – "Любовь". Оно повлияло на всю съемочную группу: поженились ассистентка режиссера и второй оператор картины. Через некоторое время они уехали в Америку, где живут до сих пор. Вместе. У помощника режиссера родилась дочка. Роман актрисы Татьяны Скороходовой, которая играла Марину, и Дмитрия Марьянова, исполнителя роли Вадима, продолжался после съемок еще очень долго. Ходили даже слухи о романе Валерия Тодоровского и Натальи Петровой – актрисы, сыгравшей Машу. За десять лет никто из них в интервью ни разу не подтвердил, но и не опроверг эти слухи. И до сих пор оба старательно обходят эту тему. Но поверить в то, что роман все-таки был, можно. Во время съемок они здорово поругались и после их окончания долгое время не общались. Наташи не было на премьере. Целый год о ней ничего не писали в прессе. Никто из съемочной группы в своих интервью не упоминал ее фамилии, и Тодоровский тоже. Потом поползли слухи. Что Петрова эмигрировала в Израиль. А она на самом деле все это время сидела дома в жуткой депрессии. Первой в ее жизни.

НАТАЛЬЯ ПЕТРОВА:

"До сих пор не знаю, кто пустил слух о моей эмиграции в Израиль. Это загадка. Меня действительно не было на премьере фильма "Любовь". Мы действительно после съемок не общались с Валерием Тодоровским. И у меня действительно целый год была депрессия. Я смотрела интервью Тодоровского, Миронова и не понимала, где же я – та "замечательная и трогательная" Маша, о которой писали в прессе. Когда я через год, выпавший из жизни, появилась на студии Горького, на "Мосфильме", меня стали хватать в коридорах и спрашивать: "А ты разве не в Израиле?" Моему удивлению не было предела:"В Москве!!!". После этого был фильм "Вынос тела" Ланского, "Дорога в рай" и так далее. Меня стали приглашать на фестивали с картиной "Любовь". Все встало на свои места. У меня началась звездная болезнь, которая, к счастью, быстро прошла. Стала много сниматься. Хотя, если честно, считаю, что все фильмы, кроме "Любви", были моими неудачами. Потому что режиссеры требовали от меня игры. А играть, как оказалось, я не умею. Тодоровский требовал быть. Проживать каждый эпизод. Я была. Я проживала. И в итоге получилась классная роль, которой я горжусь.

С Валерием Тодоровским мы познакомились в Ялте. Я тогда снималась в своей первой картине "Любовь на острие смерти". В тот вечер случилось землетрясение. Всех вывели из гостиницы на улицу. Тогда нас познакомили. На следующий день он дал почитать сценарий, который назывался "Любовь". Прочитала, обрыдалась, отдала сценарий и сказала, что у меня ничего не получится. Роль очень мощная. На том и расстались. А через четыре месяца Валерий мне позвонил и предложил приехать на пробы. Приехала. Попробовалась. И в тот же день была утверждена.

Сейчас, по прошествии десяти лет, запустив уже свою собственную картину, пришло понимание того, что происходило. Пришла любовь к "Любви". Могу сказать, что я, конечно же, не подарок. И работать со мной сложно. Понимаю, что та единственная роль Маши, которая удалась, была просто точным попаданием в образ. Это заслуга режиссера. Валерий точно рассмотрел мое нутро. И с тяжелым трудом, борьбой со мной вытащил его. Было сложно. Ну, а что хорошее дается легко? Актер должен транслировать режиссера. Он материал. Но поди пойми это в девятнадцать лет. Только сегодня, оказавшись в шкуре режиссера, очень четко это осознаю.

Очень сильным потрясением во время съемок для меня стала смерть Натальи Михайловны Вилькиной, которая играла мать моей героини. Я очень ее полюбила, практически прирастила к себе, относилась как к маме.

Я человек эмоциональный, а Валера все эти эмоции так спрятал внутрь, что у меня говорил не только взгляд, как он требовал, но и нос, и уши. Получилось так, что Маша – это сегодняшняя Наташа Петрова. С таким же характером, позициями, убеждениями. Я бы, как и Маша, в ее ситуации уехала из страны. И первое, что бы упаковала при отъезде, – свои рисунки. Как и Маша. А в профессии я сейчас придерживаюсь того, о чем мы говорили с Тодоровским десять лет назад."

ДМИТРИЙ МАРЬЯНОВ:

"Хорошо помню первый съемочный день, потому что он был самый короткий. Мы сняли мой проход и сцену знакомства с моей партнершей – Таней Скороходовой. День был легкий,как и все последующие, мы все подружились, много общались. Валера даже приходил на мои спектакли – я тогда еще был студентом, играл в театре "Ученая обезьяна". На съемках была очень раскованная атмосфера! Ситуации-то каждому знакомы. Нам дозволялось импровизировать, а потом Валера просто отсекал то, что ему не нравилось. И именно тогда у нас был роман с Таней Скороходовой. Так что съемки проходили хорошо. Самое смешное, что все постельные сцены снимались три дня подряд. Я приходил на съемочную площадку, раздевался, ложился в постель. Сначала смущался и вел себя скромно. Меня ассистентки спрашивали: "Дима, может, тебе обед принести, кофе?" Я отказывался, вставал, надевал халат и шел обедать. А потом обнаглел, просил все принести прямо в постель: первое, второе и компот. Правда, длилась моя роскошная жизнь всего три дня... Вот, пожалуй, и все о съемках."

ТАТЬЯНА СКОРОХОДОВА:

"Когда меня пригласили на пробы фильма, я училась в Щукинском училище на третьем курсе. Сначала на роль Марины утвердили мою однокурсницу Таню Ульянкину. Но что-то произошло, она не смогла сниматься, и в результате сыграла я. Конечно, это была большая удача! До этого у меня уже было три роли в фильмах "Наш человек в Сан-Ремо", "По прозвищу "Зверь"" и "Мафия бессмертна". Меня почему-то всегда приглашали играть стерв и перекрашивали в белый цвет. Роль Марины была совсем другой – она такая милая, домашняя девочка. А моим партнером был Дима Марьянов. Когда начались съемки, у нас была любовь, мы с ним даже жили вместе как муж и жена. Сценарий фильма мы прочитали всего один раз и поэтому, приходи на площадку, просили Валеру: "Можно мы еще раз почитаем?" Валера отвечал: "Нет, я ночью придумал замечательную сцену. Режиссерского сценария еще нет, и даже диалогов нет. Давайте импровизировать". Мы очень весело работали, с удовольствием вспоминаю об этом времени. Сейчас я снимаюсь гораздо реже. Недавно вела передачу на ТВ-6, которая называлась "Отдохнем". Что касается личной жизни... Пять лет назад я познакомилась с телеоператором Андреем Закаблуковским. Вышла за него замуж. Родила двоих детей – дочку Маню и сына Данилу. Мы живем между Москвой и Иркутском. У Андрея в Иркутске работа, а еще у нас там дом в экологически чистом районе, окна выходят на море. Меня звали сниматься в каком-то сериале, но я не смогла. Жду третьего ребенка и уже знаю, что будет мальчик."

ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ:

"Меня, как и множество артистов, пригласили на киностудию имени Горького на пробы. И мне кажется, что все решила именно первая наша встреча с Валерием Тодоровским. Мы как-то сразу нашли общий язык, и после проб меня утвердили. Валерий очень классно умеет работать с артистами. У них это с папой общая родственная черта. Я же работал с Петром Ефимовичем Тодоровским на фильме "Анкор, еще анкор!". И Валера, и Петр Ефимович классно делают имена. После "Интердевочки" началась популярность Лены Яковлевой и Ингеборги Дапкунайте. После "Любви" начался новый этап карьеры у меня, после "Подмосковных вечеров" стали говорить о Володе Машкове.

Самое яркое впечатление от съемок "Любви" было то, что мы с Валерой умудрились заболеть в один и тот же день. Как раз мы снимали сцену в больнице, куда после аварии попадают наши герои – мой Саша и Вадим Димы Марьянова. И нам с Валерой было так плохо, что нам обоим сделали укол. Я лежал в полуобморочном состоянии на койке,так что играть мне даже не пришлось."

Сердца четырех

И все-таки Тодоровский снял картину о первой любви. Сделал почти шекспировскую историю о том чувстве, которое никогда добром не кончалось. (Западные кинокритики практически единогласно признали "Любовь" современной историей Ромео и Джульетты. Только на этот раз Джульетта улетела.) Рано или поздно первую любовь губили. И только расставшись, вспоминали о ней как о самом лучшем чувстве. О том, которое бывает только один раз.

НАТАЛЬЯ ПЕТРОВА:

"Мне было шестнадцать лет, когда я впервые влюбилась. Потрясающее чувство к человеку, который был старше мня на десять лет. Любовь была нетелесная, романтическая, на расстоянии. Я влюбилась в... в общем, он был игрок. Играл в карты и нарды. Но мне казался самым светлым и очаровательным. Он знал, что я в него влюблена, и очень трепетно ко мне относился. Я же была совсем девочкой, девственницей, он боялся что-либо в моей жизни нарушить. И поскольку он вел определенный образ жизни, а я была еще школьницей, ничего из этой любви не вышло..."

ТАТЬЯНА СКОРОХОДОВА (за двоих):

"Моей первой любовью был Дима Марьянов. Вообще я человек невлюбчивый, а в Диму влюбилась с первого взгляда. Увидела его на уроке по сценическому движению. Он вошел в зал и встал рядом со мной. Я посмотрела на него и поняла, что пропала. Но роман у нас начался не сразу. Он полгода за мной ухаживал. Ждал после лекций в коридоре. Потом мы выходили в какие-то кафе, пили чай... Встречались, а потом стали жить вместе. Мы были счастливы. Снялись в фильме "Любовь". По сценарию фильма я выходила за него замуж, и наши друзья говорили: "Плохая примета, ребята, значит, в жизни не поженитесь". А мы отмахивались, нам казалось, что мы вместе навсегда. Но вышло иначе..."

...

Все актеры вспоминали о фильме с удовольствием, а в конце разговора вздыхали: "Не верится, так давно все было, сколько всего произошло". Прошло десять лет. Наивные студенты превратились в звезд, обласканы премиями, наградами, званиями...

Петрова ушла из актерской профессии и снимает свой фильм уже как режиссер. Миронов получил Государственную премию и звание заслуженного артиста России. Марьянов много играет в столичном "Ленкоме", снимается в кино. Тодоровский стал замом генерального директора канала РТР по кинопроизводству, продюсирует сериалы... "Любовь" два раза в год показывают по телевидению. Действительно, хорошая судьба у фильма.