СОЗДАТЕЛИ: ПРЯМАЯ РЕЧЬ

2003-2011

АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН, АВТОР:

...
— В России фильма по моему произведению не было. За границей был, но там чужие руки и чужой взгляд. Настолько не понимают советской жизни, что лучше бы и не снимали. Смотреть – комедия! Если проект удастся, конечно, это будет очень хорошо. Будем надеяться, что все усилия всех участников этому послужат. ...
Интервью Александра Рогаткина
Вести недели, 22.01.2006

АНТОН ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОДЮСЕР:

...
— В данном проекте никто ничего не диктует. ...
vkrugepervom.ru

ГЛЕБ ПАНФИЛОВ, РЕЖИССЕР:

...
— Все, кто участвовал в этом проекте, от режиссера-постановщика до осветителя, по-особому относились к своей работе, целиком, без скидок отдавали себя ей. Мы считали своим человеческим и гражданским долгом, если хотите, делом чести, сделать фильм, достойный автора. Ведь Солженицын – не просто прославленный писатель, нобелевский лауреат и так далее. Это человек, выстрадавший каждую написанную им строку. Вместе со своими героями он прошел, не сломившись, по кругам сталинского ГУЛАГа. Его роман – кровоточащая правда. Она перевернула мир. Во многом благодаря Солженицыну мы живем сегодня в другой стране. ...
Интервью Александра Липкова и Петра Ненарокова
Российская газета №3983, 30.01.2006

... — Надо сказать, что мне не сразу удалось убедить Александра Исаевича, сначала он наотрез отказался. Сказал, что голос его не тот, что он уже не молод, вот если бы лет пять назад... А я просто видел и слышал его голос. ...
Телеканал "Россия"

... — С некоторых пор я отказался от кинопроб и стал ограничиваться фотографиями. Но фотографирую я сам. Этот процесс удивительно точно ставит все на свои места. Это помогает мне точнее представить артиста в предполагаемой роли. И результат как бы подтверждает это мое ощущение. Вот Александру Исаевичу перед началом работы я предъявил только альбом с фотографиями будущих исполнителей ролей. И этого, скажу Вам, было достаточно, чтобы он согласился. ...
Телеканал "Культура", 14.02.2011

... — Авторское название фильма – "Хранить вечно"; как Вы помните, это печать на папке с личным делом... Это не урезанный сериал, а совсем иная картина, созданная по другому сценарию. В центре история Володина, он главный, а многие персонажи просто отсутствуют. Права на эту работу принадлежат кинокомпании "Вера"; хороший повод фильм обнародовать – 90-летие Александра Исаевича Солженицына. ...
Интервью Ольги Шервуд
Время новостей, 02.10.2008

... — Сценарий написал я. Получилась немного другая история, другой финал. Этот фильм Солженицын не видел, он неважно себя чувствовал. Сценарий он читал, одобрил, хотя его огорчило, что важные сюжетные линии вылетели, ушли из сценария некоторые персонажи, которые есть в книге. Я ему объяснил, что в два часа, в течение которых идет фильм, целый роман не втиснешь. По-моему, он несколько успокоился, мотивы в фильме остались солженицынские... ...
Комсомольская правда, 05.08.2008

... — Женя Миронов – как раз тот случай, когда при мысли – кто будет играть Глеба Нержина, я сразу сказал – Евгений Миронов. Помимо того, что он замечательный и выдающийся артист, он очень похож на Александра Исаевича в молодости. Более того, его голос, его интонации тоже необычайно похожи. Он как-то позвонил мне относительно недавно. Я ему не сказал, но про себя подумал – Господи, как похож... И теперь я сохранил убеждение, что выбор был правильный. И Александр Исаевич, когда я ему сказал, кого я вижу в этой роли, выдержал короткую паузу, а потом сказал – конечно, замечательно. Он страшно обрадовался. Он приглашал потом Женю к себе, общался, он видел себя в нем. Это была встреча с молодостью. ...
Интервью Севы Новгородцева и Анны Висенс
Би-би-си, 11.12.2008

... — Этот момент выбора, он является поворотной точкой и первым шагом большого пути, уже осознанного. Уже когда мы работали с Женей Мироновым над этой ролью, мы определили для себя этот главный момент, а дальше уже шло развитие, дальше путь его был предопределен. Не зря Нержин говорит: не море топит, а лужа, хочу попробовать в море, но не в луже. И он пошел на это. А как складывалось дальше, мы знаем. Он победил. ...
Интервью Александра Рогаткина
Вести недели, 22.01.2006

... — Он был своеобразным, не таким, как все. Это как Божий дар, который у Миши [Кононова] был. Он действительно большой мастер. Еще он был от природы одарен отличным чувством юмора. Это делало его актерский диапазон необыкновенно широким, что он и продемонстрировал в последней нашей с ним работе – одной из центральных и чрезвычайно сложных ролей Спиридона в сериале "В круге первом". ... Мне показалось, что именно Михаил Иванович должен ее сыграть. ... Фотопробы оказались выразительными – увидев Кононова в облике Спиридона, Солженицын как автор сценария утвердил его и сказал, что лучшего исполнителя не мог бы и желать. ... Перед съемками "В круге первом" нам удалось уговорить его лечь на месяц в больницу, что помогло ему справиться с ролью. ... На съемках Миша работал с большим энтузиазмом и подъемом. Но я все равно в двух случаях прибегал к помощи дублеров. Во всех же остальных сценах Кононов показал себя великим актером. ...
rnns.ru, 19.07.2007
Интервью Сергея Кочнева
Новая неделя №30, 27.07.2007

ИННА ЧУРИКОВА, АКТРИСА:

...
— Миша [Кононов] говорил там так, что каждое его слово пронзало сердце, но, к сожалению, никто из кинокритиков не заметил и не отметил это. ...
news.mail.ru, 16.07.2007

... — Галя [Тюнина] – замечательный человек, поэтому и талантлива. Я верю в то, что одаренные актеры рождаются прежде всего из человеческого материала. ... В нашей картине "В круге первом" у нее замечательная работа, а ведь Галя играет молекулярно сложный характер. Когда встречаешь дорогих сердцу людей, думаешь, как хорошо, что они есть. ...
Интервью Григория Заславского
Станиславский №4, 01.2007

... — Глебу все его работы даются непросто. Это его карма, наверное. Нельзя заставить человека отступить от заветной мечты. Очень хорошо помню, какое сильное впечатление произвел на Глеба этот роман. Тот машинописный, плохо просматриваемый текст потряс его. Ах, как он говорил о его героях! Это произведение для нас стало откровением, заставившим пересмотреть всю жизнь. Тогда еще Глеб и задумал снять фильм по этой книге. Но он всегда платит годами ожидания за воплощение своих замыслов. К счастью, он не перегорает в ожидании. Он просто собирает силы и знания, чтобы быть готовым, когда представится случай полноценно работать. ...
Интервью Светланы Агрест-Коротковой
Профиль №10, 12.03.2011

... — Такого высокого духа людей, как в этом романе, сейчас практически нет, как будто истреблена настоящая порода. Слава Богу, в этом сериале она есть. ...
Интервью Натальи Ртищевой
Родная газета, 27.01.2006

... — Когда я прочитала сценарий, то пожалела, что не мужчина, потому что тут замечательные мужские характеры. Глеб предложил мне роль жены Герасимовича ... Их встреча короткая, но огромная, как жизнь. У нее трагическая судьба, но это судьба почти всех женщин. Очень немного было тех, кого как-то обошла эта ситуация, у кого не было сосланных, арестованных мужей, друзей, сыновей. Я не испытала такого в своей жизни, но обязана была сыграть. Это мой долг. ...
Интервью Светланы Максимовой
Известия, 27.05.2008

... — Роль небольшая, но фантастически написанная. Такой необычайно мощный эпизод. Эта женщина уже не может зацепиться за жизнь: ее муж сидит – и все для нее потеряло смысл. У Солженицына замечательно точные психологические подробности. ...
Интервью Нины Агишевой
Московские новости, 30.09.2003

... — Это такая потрясающая по психологической глубине сцена, что мне безумно интересно ее играть. Моего мужа в картине играет Игорь Скляр. И так у нас эта внутренняя связь получается, что, мне кажется, между нами проходят какие-то токи, нечто такое, что сближает нас неимоверно. ...
Интервью Натальи Анохиной
russkoekino.ru

ГАЛИНА ТЮНИНА, АКТРИСА:

...
— Все, что я знала об Инне Михайловне, все, что знала о Глебе Анатольевиче, – они люди удивительные, великолепные, профессиональные. Но мое знание – ничто по сравнению с непосредственным общением и с ней, и с ним. Магическое столкновение. Они ничего тебе не открывают, никаких своих тайн и секретов, ничего конкретного не говорят и ничему не учат. Их секреты профессии глубоко. В какой-то момент ты как ученик начинаешь впитывать природу их взаимодействия с миром, с ролью, с предметами, с автором, с материалом. Их способность удивляться и восхищаться другими. Ты получаешь от них дар, как поцелуй Бога. ...
Интервью Григория Заславского
Станиславский №4, 01.2007

... — [Таких] мастеров я называю растратчиками, потому что на съемочной площадке они тратят себя без остатка. Для каждого из них в работе нет мелочей. Помню, в "Круге первом" мы снимали сцену, и на столе должен был стоять стакан в серебряном подстаканнике, а его не оказалось. Так вот, Панфилов не начал съемки до тех пор, пока стакан не нашли. И это, поверьте, не выглядело каким-то капризом... ... На съемках в том же "В круге первом" я подружилась с Инной Чуриковой. Инна Михайловна не только удивительная актриса и мудрая женщина, которая не боится своего возраста, она еще и удивительный человек, очень заботливый. Если у тебя болит голова, она и таблетку раздобудет, и горячего чаю принесет. Никакого премьерства, а уж тем более зазнайства. Эта старая гвардия настоящих артистов может сто очков вперед дать любому зарвавшемуся "медийному лицу", потому что за ними стоит мастерство и культура. ...
Интервью Любови Лебединой
Труд, 11.04.2007

... — У Глеба Анатольевича Панфилова работа была филигранная, он прорабатывает каждую мелочь, каждую деталь, он очень точен в своих пожеланиях, замечаниях, идеях. А на экране все получается легко и абсолютно естественно, как будто и не было всей этой длительной скрупулезной работы. Это была для меня очень важная картина, во-первых, потому что с Панфиловым, во-вторых, я играла в дуэте с Женей Мироновым, и в этом для меня тоже был особый смысл. ...
Интервью Зои Кошелевой
Искусство кино №5, 05.2006

ИГОРЬ КВАША, АКТЕР:

...
— Мне нравятся фильмы Панфилова, я его высоко ценю как режиссера. Поэтому с удовольствием согласился идти к нему работать. И не разочаровался ни в чем. Он очень внимательный человек. Он с актерами ласков. Ему важна каждая мелочь в реквизите, костюме, я уже не говорю про решение сцен. Я благодарен ему за то, что он выбрал меня. Это маленькая роль, там негде развернуться. Во-первых, и в романе Сталин занимает не много места, а во-вторых, мне кажется, что у Солженицына, который писал этот роман давно, ненависть к Сталину и неприятие Сталина выявлялись столь остро, свежо и сильно, что это не дало ему возможности написать Сталина отвлеченно – как образ. Он написал Сталина как свое представление о нем. Это слишком публицистично написано, слишком плоско, резко, памфлетно. Мне понятно, почему это произошло у Александра Исаевича. Он не мог спокойно на эту тему говорить и писать. Он даже думать о нем, наверно, не мог спокойно. Я упоминаю обо всем этом не в смысле претензий, а просто констатирую, как написан образ Сталина в романе. Конечно, это отразилось в сценарии и на нашей работе. Хотя мы старались сделать роль более человечной. ...
mediaua.com.ua, 14.02.2008

АЛЕКСАНДР НОСИК, АКТЕР:

...
— Панфилов представляет интеллигенцию, передовой слой общества, те самые 3 процента. Он человек высокой культуры, профессионал, с ним очень приятно работать. Он так мягко, точно поправлял, давал тебе подсказки. Никакого напряжения, мы работали, как в старом добром кино. Это счастье. На площадке было ощущение праздника. ...
Интервью Елены Светловой
Московский комсомолец, 28.10.2008

РОМАН МАДЯНОВ, АКТЕР:

...
— К сожалению, сегодня мы стали привыкать к спешке, когда приходишь на съемочную площадку и тебе надо текст выучить за час. А Глеб Панфилов работает основательно. С ним попадаешь в старый добрый мир кино, где никто никуда не спешит, где упиваются творческим процессом, где на артиста смотрят с любовью. Честно сказать, сцены Абакумова "В круге первом" мне дались непросто. Ведь Абакумов – глава МГБ, по сути, второй человек в государстве, выше только Сталин. Он всемогущ, а мне надо было понять, бывает ли растерян этот царь и бог, которому проще уничтожить человека, чем клопа раздавить на стене. Однажды Панфилов мне предложил: а ты потягай в кадре гирю. Вначале мне это показалось лишним, но потом взял-таки гирю и стал одной рукой ее качать, а другой "расстрельные" документики листать. И роль сдвинулась с мертвой точки. ...
Интервью Любови Лебединой
Труд №189, 17.10.2007

... — Я ... не отношусь к работе в сериале как к чему-то второразрядному. А когда работаешь всерьез, то получается не "сериал", а многосерийный художественный фильм. Разве мой Абакумов в "В круге первом" – это "просто сериал"? Язык не повернется... ...
Интервью Любови Берчанской
Владивосток №2539, 03.06.2009

ЕВГЕНИЙ ГРИШКОВЕЦ, АКТЕР, ДРАМАТУРГ:

...
— В моей жизни был момент прямого контакта с Солженицыным. Великий режиссер Глеб Панфилов приглдасил меня сняться в фильме "В круге первом". Предстояло мне сыграть некого писателя Н. Галахова. На самом деле это никто иной, как Константин Симонов. Я с радостью согласился, но у Солженицына в романе у писателя Галахова совершенно нет текста. Мне пришлось написать монолог своего героя. Солженицын очень тщательно следил за съемочным процессом и не допускал никакой отсебятины. Но написанный мною текст он прочел и утвердил, хотя написанное мною не совпадало с его трактовкой образа Симонова. Я постарался в монологе придать Симонову больше трагизма и благородства, чем было у Солженицына, который явно Симонова не любил.То, что он утвердил мой текст, меня порадовало и я оценил способность классика слышать другое мнение. Вот и все, что я могу сказать о Солженицыне. Мне понравился тот эпизод, который в итоге получился в фильме. Говорили, что Солженицыну тоже. ...
evgrishkovets.ya.ru, 08.08.2008

... — Я находился в Норильске на гастролях, и меня повезли на знаменитую Северную Голгофу возле горы Шмидта, где памятники жертвам. В этот момент мне на мобильный телефон позвонили из съемочной группы и предложили участие в фильме "В круге первом". Я говорю: "Вы даже не представляете, где я нахожусь, и, разумеется, я согласен".

— Для Вас что-то значило, что Вы будете играть в фильме по роману Солженицына?

— Солженицын прошел мимо меня. Я его не читал. "В круге первом" прочел ровно к фильму, и то не весь. Когда Солженицын был тем самым, про которого говорили шепотом по кухням, я был юн, мне было не до того. Но то, что было им написано в романе "В круге первом" по поводу Симонова-Галахова, с этим я не был согласен, и с этим не был согласен Глеб Панфилов. Он относится к Симонову иначе, поэтому мы вместе сочинили монолог, которого в романе нет. Поэтому у меня на экране не негодяй, не подонок и не подлец, а скорее такой не очень счастливый, довольно усталый человек, может быть, запутавшийся во лжи и компромиссах, но уж точно не негодяй.

— А как к этому отнесся Солженицын – ведь он сам писал сценарий к фильму?

— Я не знаю, потому что то, что было написано в сценарии, мы изменили во время съемок, добавили целый монолог, целую сцену. Если она осталась в фильме, значит, он ее не убрал. ...
Интервью Николая Александрова
Известия

ОЛЕГ ХАРИТОНОВ, АКТЕР:

... — Какой фильм для Вас был самым сложным?

— Самым сложным был, безусловно и однозначно, "В круге первом". Там очень большая многотекстовая, многоплановая сложная сцена на двоих, причем текст в основном был у меня. Это было сложно и очень интересно. Великолепный режиссер – Глеб Панфилов, которому я очень благодарен. ...
Интервью Екатерины Кузьминой
kino-teatr.ru, 23.04.2008

ИГОРЬ СКЛЯР, АКТЕР:

...
— Мне очень нравится такая атмосфера, когда люди не суетятся и не изображают, что они что-то делают. Ты чувствуешь уважение к своей работе, когда репетируешь, когда тебя снимают. Панфилов очень доброжелателен, щедр на похвалу, доверяет актеру, а это окрыляет. ...
Интервью Светланы Мазуровой
Восточно-Сибирская Правда, 31.01.2008

... — Я слышу о себе противоположные мнения режиссеров. Одни говорят: "С ним одно удовольствие работать". А другие называют меня вредным и капризным. А как еще! Художник по костюмам, оформляя военную форму, приносит мне ботинки из турецкого ларька, которые никак не вписываются в военное время! А у Панфилова в "В круге первом" я снимался в такой же рубашке, какую носил мой дед! В интернете читал отзывы умников: почему они в джинсах? В таких шарашках людей одевали в то, что американцы присылали по ленд-лизу. А они присылали комбинезоны из джинсы. Умный человек это знает: Солженицын знает, Панфилов, а эти – нет. ...
Интервью Риты Давлетшиной
Магнитогорский металл, 07.02.2009

ЕВГЕНИЙ СТЫЧКИН, АКТЕР:

...
— Роль небольшая. Но для меня работать у Глеба Анатольевича Панфилова было огромным счастьем. Я согласился, даже не открывая произведения. Я считал: раз это Солженицын, раз это Панфилов, раз это артисты Женя Миронов, Дима Певцов, Роман Мадянов, то надо участвовать.

— Получается, Вы бы на любую роль в этом фильме согласились?

— Да, для удовольствия, для опыта. Но снявшись, я думал, что меня там никто не увидит. Тем более, что далеко не все телезрители могут себе позволить целиком посмотреть сериал, который показывают только вечером, без повторов. Но начало сериала посмотрели все! Рейтинги были запредельные. А у меня, считай, почти вся роль размещена в первых двух сериях. И многие решили, что кино там как раз про меня. В любом случае, резонанс от таких глобальных телепроектов порой трудно представить и переоценить. Когда ты снялся даже в очень успешном прокатном фильме, тебя увидят за все время его показа сто тысяч человек, ну, может быть, миллион. А тут на тебя в течение двух часов смотрят 35 миллионов телезрителей. Вот она, волшебная сила ТВ! ...
Интервью Михаила Садчикова
Труд-7 №036, 02.03.2006

ДМИТРИЙ ПЕВЦОВ, АКТЕР:

...
— Эту роль считаю подарком. Ради нее в разгар театрального сезона я даже постригся наголо! ...
Интервью Натальи Ртищевой
Родная газета, 27.01.2006

... — Было очень любопытно сыграть роль Володина в фильме Глеба Панфилова "В круге первом". Мой герой находится на грани жизни и смерти: складывается впечатление, что я одновременно играю двух героев, с различными внутренними переживаниями и мироощущениями. Это очень сложная работа. ...
premera-veka.kherson.ua

... — С Панфиловым ... связаны мои, кажется, главные удачи в кино. Это в первую очередь "Запрещенные люди" по "Матери" горьковской и "В круге первом", мне за обе эти роли на хороших фестивалях достались призы, но не в них дело. Панфилов – это то кино, ради которого стоит тратить жизнь. ...
Интервью Дмитрия Быкова
Собеседник №23, 23.06.2009

... — С Панфиловым ... очень интересно, у него бешеная фантазия и талант перерабатывать актерские предложения в совершенно неожиданный результат. Работать с ним одно удовольствие... Встретившись с Глебом Анатольевичем в новой работе через 17!!! лет ("В круге первом" имею в виду), с огромной радостью обнаружил, что режиссер абсолютно не изменился! ... Я готов с закрытыми глазами следовать за ним куда угодно. В любую секунду. ...
pevtsov-dmitry.ru
Интервью Игоря Логвинова
Вечерняя Москва №56, 31.03.2011

... — С Панфиловым работать – одно удовольствие. Тем более там снялась и Ольга. Она сыграла мою жену. Благодаря бурной совместной фантазии Панфилова и Дроздовой родилась целая история, роль стала объемной, и трехдневный съемочный эпизод расширился до недели. ...
Интервью Михаила Садчикова
Труд-7 №196, 20.10.2005

ОЛЬГА ДРОЗДОВА, АКТРИСА:

...
— Это был первый случай, когда режиссер изначально и бесповоротно видел нас с Димой в паре. Глебу Панфилову очень нравится Певцов как актер(он его снимал в картине по роману Горького "Мать"), но при этом Дима никоим образом за меня не просил. Как правило, мы оказываемся с мужем партнерами совершенно случайно. ...
Интервью Анжелики Заозерской
Трибуна, 02.06.2006

... — Очень трудно играть оголенные чувства к собственному мужу. Даже сниматься в откровенных сценах у Панфилова "В круге первом" было трудно. Я постоянно заливалась краской и выскакивала из павильона. Публичный стриптиз – это ужасно. Такое ощущение, что в нашу спальню впустили всю страну. ...
Интервью Татьяны Яковлевой
Московский комсомолец, 2006

НЕЛЛИ УВАРОВА, АКТРИСА:

...
— Мне позвонили и попросили привезти фотографии на "Мосфильм". Тогда я подумала, что кто-то собирает базу данных, прикрываясь именем известного режиссера, но все же нашла время, чтобы привезти фото. Отдала – и забыла. А через полтора месяца меня вызвали на личное знакомство с Панфиловым. Мы пообщались, и после нескольких проб меня утвердили на главную женскую роль. Однако в последний момент с роли сняли. Объяснили, что, по мнению Солженицына, я слишком юна для этого образа. Мне предложили эпизод, но в ходе съемок роль разрослась. У героини появились имя Нинэль и своя судьба. "В кpyге первом" – исключительно мужская история, и каждая женская роль в ней на вес золота. ...
Интервью Эдуарда Рябухина
nellyuvarova.ru

... — "В круге первом" у нас как раз очень интересная история с Галей вышла. Я пробовалась на эту роль, которую в результате сыграла Галя, и была утверждена на эту роль, а потом, буквально вот уже съемки вот-вот, шьются костюмы, примерки, мне позвонили и сказали, что Солженицын как-то не очень за мою кандидатуру. ... Я спросила потом "А кто?", набралась как-то мужества, мне сказали, что Галина Тюнина, и, Вы знаете, никакой ревности, никакого такого чувства, что, ну, вот, а чем я хуже, не было. Я с удовольствием потом посмотрела, опять же в записи на ДВД, "В круге первом". Это те случаи, когда надо доверяться судьбе, не надо идти наперерез, не надо биться в закрытую дверь. Вот, значит, это не мое. И я восхищена ее работой, и, оказалось, нашли мне все-таки роль другую, эпизод, и вот он всем запомнился, значит, так и должно было быть. Вот я так отношусь. ...
Интервью Ксении Лариной
Эхо Москвы

АЛЬБЕРТ ФИЛОЗОВ, АКТЕР:

...
— Я застал одну серию и, в общем, доволен. Надо сказать, что я редко доволен тем, как в кино получаюсь. Фильм неторопливый, не "современный" в сегодняшнем, нехорошем смысле слова, то-есть, в нем нет обязательных для зрителей увлекательных ситуаций. Там есть над чем подумать. ...
Интервью Юрия Коваленко
Известия, 08.02.2006