"ХРАНИТЬ ВЕЧНО" ГЛЕБА ПАНФИЛОВА

Журнал "Новый стиль" №68
02.2009
Елена Рагожина

... 11 декабря Александру Исаевичу Солженицыну исполнилось бы 90 лет. Этой дате режиссер Глеб Панфилов посвятил премьеру в Лондоне киноверсии нашумевшего сериала "Хранить вечно", снятого по мотивам культового романа "В круге первом". Несколько дней, проведенных в Лондоне, были насыщены встречами с журналистами, английскими кинопрокатчиками и организаторами кинофестивалей. ...

— Когда возникла идея сериала, появилась возможность уговорить Александра Исаевича написать сценарий. Надо сказать, я его немножко раззадорил киносценарием. Эту линию он считал неважной в романе – я имею в виду историю Володина. А я ему сказал, что для кино это чрезвычайно важно.

Ну, одним словом, пока мы обсуждали киносценарий и будущий кинофильм, Александр Исаевич, как мне кажется, созрел для работы над сценарием сериала, поэтому, когда такая возможность появилась и я его об этом попросил, он согласился и стал работать очень интенсивно. По-моему, месяца через полтора сценарий был им написан. Этот экземпляр, с его записями, у меня хранится как реликвия.

— А как Александр Исаевич реагировал на Миронова? ... Он не говорил: "Я так не могу себя вести, я бы по-другому сделал", когда он смотрел Миронова?

— Нет, нет, там было согласие с первого до последнего момента работы. Мне кажется, что он был очень удовлетворен, когда посмотрел сериал.

— После премьеры очень долго обсуждали моральную, психологическую проблему поступка Володина. Мы смотрим фильм, мы на стороне Володина, но с другой стороны...

— ...он предатель. Это сложно. Вообще жизнь сложна, и судьба Володина тому доказательство. Несомненно, он предатель, но предатель не из корысти, а по некоему гуманному человеческому побуждению. И хотя это его не делает не предателем, тем не менее это заставляет нас сопереживать. Безусловно, это очень сильная сторона романа. Это его история, история взаимоотношений его матери и отца, его дядя, этот его мир, его жена, семья жены, мы погружаемся в это, все это есть в романе. И все в одночасье было брошено ради некоего человеческого порыва, убеждения. И это лично у меня вызывает потрясение, поэтому нет ничего удивительного, что в кинофильме его линию я попытался сделать центральной, и фоном этого вся история с "шарашкой".

Конечно, я понимаю, что Александру Исаевичу было нелегко смириться с этим. Володин выходит на передний план, а история с "шарашкой" и его самого становится на второй план. Но таковы условия экранизации, хотя, мне кажется, дух романа абсолютно присутствует. После сегодняшнего просмотра даже возникла идея назвать фильм "Предатель".

— И совершенно убийственный конец. Я, например, не знала, но говорят, что действительно существовала такая казнь.

— Ну, скажем так, сожгли однажды. Не будем говорить "сжигали". Я не убежден, что это было правило – сжигать заживо, но такой прецедент был. Это же художественное произведение, и, естественно, я не настаиваю на исторической достоверности. Ну, поскольку тут крупный чиновник и крупное преступление – поступили так. Но что он испытал до последнего мгновения!.. Это такая темная комната, в которую входить страшно. Сжечь человека можно и без огня, и заставить его страдать на этом уровне.

— Вы не боялись, когда брались за эту работу?

— Дело все в том, что, когда я садился за сценарий, я еще не знал этого финала – он у меня возник в процессе работы. Когда я писал эпизод расстрела царской семьи для "Романовы – венценосная семья", случилось странное: я писал этот эпизод поздно вечером, сидя на даче, и вдруг – ба-бах – вырубается свет, взрывается на столе лампа, жена вскрикивает в соседней комнате. Я подумал, что короткое замыкание, и хотел было сходить включить пробки, а вдруг свет зажегся сам собой. От лампы валил дым, я решил ее осмотреть и на шнуре нашел одиннадцать пробоин разной величины. Там было одиннадцать душ. Подумалось, что души людей, которые погибли, – они рядом, они переживают. Я верю, что то, что я пошел в кино, – это было веление сверху.

— Фильм "В круге первом" выглядит очень натурально. Где Вы его снимали?

— Там нет бутафории, все настоящее. Некоторые сцены снимали в стенах бывшего наркомата МИДа, помещения которого сейчас принадлежат частной фирме, но сохранились стены, двери, паркет, мебель. Такое окружение очень влияло на работу, так как освещало сюжет подлинной жизнью той эпохи. Вид из окна. Все звуки записывались тоже в этом интерьере, звук шагов. В "Романовых" начало фильма – император за своим столом в парадном кабинете. Все настоящее. ...

— Почему Вы выбираете для своих картин темы не просто злободневные, а опасные – о семье Романовых, когда еще нельзя было о них говорить, или по запрещенному Солженицыну? Откуда такое желание поговорить о больном?


— Темы Романовых или Солженицына связаны с сильным впечатлением – то, что сильно меня потрясло и искало выход. "В круге первом" – это давнишнее впечатление из 1974 года, когда я прочитал роман. Я тогда работал над фильмом "Прошу слова". Мой фильм – дань тому впечатлению, книга меня потрясла. Жизнь сегодня изменилась, некоторым скучно смотреть что-то на эту тему. Представьте выход фильма "Хранить вечно" в 70-х годах – никто бы не поверил, что такая история действительно произошла в сталинские времена. Мне не казалось и не кажется, что все безоблачно и безопасно. Отношения усложняются. Но мотивы остаются простыми. Желание об этом говорить. Надо работать на перспективу, к моменту выхода фильма ситуация может измениться, и я не раз в этом убеждался. ...