ГАГАРИН, МЫ ВАС ЛЮБИЛИ

gazeta.ru
23.06.2005
Андрей Субботин

Перед премьерой на ММКФ фильма "Космос как предчувствие", представляющего Россию, режиссер картины Алексей Учитель дал интервью "Газете.Ru" ...

"Предчувствие" – волны стиля, звуки, отблески. Есть тонкость любовных сцен (Ирина Пегова, Елена Лядова) и странное сочетание неожиданности и предсказуемости сюжета: все будет не так, как кажется, но как-то по уму. Этот непафосный слепок настроений изящно зафиксировал предчувствие перемен, которое когда-нибудь переживает каждый. Похоже, космос может открыться совсем рядом: в случайном попутчике, женщине, в себе самом. ...

— Как появилась идея фильма?

— После фильма "Дневник его жены" Александр Миндадзе попросил меня прочитать сценарий "Космоса". Слово "понравился" – не то слово: сценарий меня потряс. Но я понимал, что попадаю в очень сложные рамки, поскольку найти адекватное режиссерское решение будет очень-очень сложно. Так и случилось. ...

— Вы родились в 1951 году, Миндадзе – в 1949-м. В Вашем фильме есть элемент личного предчувствия, или это чистая реконструкция настроения?


— 1957 для меня и, почти уверен, для Миндадзе – никакой год, в том смысле что мы не могли чего-то ощутить. Для меня, как ни парадоксально, не так важно, что действие происходит в 1957 году. Мы старались снимать вне времени. Мне было интересно следить за тончайшими нюансами поведения героев, а время – это повод, не более того. Для меня предчувствие – это что-то свойственное каждому из нас, когда происходит что-то, зримо или незримо меняющее нашу жизнь. Вот это мне было интересно. ...

— Ваш Евгений Миронов, каким Вы хотели его видеть?


— Я очень хотел, чтобы он как можно скорее забыл образ, сыгранный в "Идиоте". Не в плохом смысле, просто мне хотелось чего-то непохожего ни на что другое, чего-то значительного в человеческом плане. Мне кажется, он блестяще с этим справился. ...

— "Космос как предчувствие" показался европейским ретро в блеклых тонах с изысканным "зерном". Это предполагает тонкости по звуку и монтажу...


— Для меня появилась новая профессия – звукокомпозитор. Именно так можно назвать молодого звукорежиссера Кирилла Василенко. Он доводил меня. Ему ночью нужна машина. Зачем? Едет, пишет звук портового крана на ветру. Выходит необыкновенно! Мы сознательно снимали на 16 мм, чтобы работать на компьютере. Оператор Юрий Клименко, отличный оператор, настаивал на черно-белом варианте, но я стоял за сохранение цвета: черно-белый сразу отсылает к конкретному времени, а мы снимали вне времени. ...