МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА ФИЛЬМА "КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ"

radiomayak.ru
19.05.2005
Ольга Галицкая, Андрей Плахов

23 июня на XXVII Московском международном кинофестивале состоится мировая премьера нового фильма Алексея Учителя. Все самые интересные подробности о том, как снималась картина, вы узнаете в программе "Киножизнь" от самого режиссера.

— Мы начнем с ситуации, которая сложилась у Вас с кинофестивалем "Кинотавр" и ММКФ. "Кинотавр" очень ждал Ваш у картину и возлагал на нее большие надежды, уже заранее предрекая ей главный приз. Но потом картина все-таки оказалась на Московском кинофестивале, что, наверное, и почетнее, и престижнее, все-таки фестиваль класса А. Но почему так произошло?

— Не потому, что я не хотел участвовать в "Кинотавре". Я искренне люблю этот фестиваль, и практически все мои картины принимали в нем участие и даже побеждали. Просто я считаю, что было бы нормальным, если бы российская картина участвовала и в сочинском фестивале, и в Московском международном кинофестивале, и добивался этого. К сожалению, мне не удалось этого сделать. Но я ничего оттуда не изымал. У картины есть три продюсера, которые решают, что будет. Я имею всего лишь один голос, и в результате было принято такое компромиссное решение. Но еще раз подчеркиваю, что моя позиция заключалась в том, чтобы участвовать в двух фестивалях сразу. Хотя была проблема и в датах: эти фестивали слишком близко друг к другу, и если даже предположить, что победителю "Кинотавра" будет позволено участвовать в Московском кинофестивале, это невозможно, потому что ММКФ составляет программу намного раньше.

— Тем не менее, мировую премьеру мы увидим в Москве 23 июня. Хотелось бы побольше узнать о Вашей картине.

— Действие происходит примерно в районе Мурманска, нам нужно было очень холодное море. Было много организационных трудностей, потому что в картине четыре времени года, и большая часть происходит осенью, зимой. Два главных героя, которых играют два замечательных актера Евгений Миронов и Евгений Цыганов, должны были реально плавать в очень холодной воде.

— А дублеры?

— Вы знаете, это просто поразительная вещь. Вода была 12 градусов, поверьте, что это очень и очень холодно. Каскадеры заходили в воду два раза и потом говорили, что больше не могут. А Миронов и Цыганов, поверьте, я не преувеличиваю, три раза зашли. Настолько психологически-эмоциональная подготовка была высока, так они этого хотели, что у них получилось. Мы все ими просто восхищались, ведь это почти героический поступок.

— Расскажите немножко о сюжете. О чем идет речь в картине?

— Главное заложено в названии картины – это предчувствие. Действие происходит в 1957 году, когда был запущен первый искусственный спутник Земли. И это история простых людей. Главные герои у нас – повар, две официантки-сестры, которые работают в том же ресторане, а потом появляется еще некий молодой человек, монтажник-высотник, некая загадочная личность, с появлением которой происходят разные коллизии, перипетии. Повара играет Женя Миронов, а монтажника-высотника – Женя Цыганов.

— Но никто из них не имеет никакого отношения к космосу?

— Никакого. Мало того, у нас с оператором Юрием Клименко, который снимал эту картину, долго обсуждался вопрос, снимать нам небо или нет, и могу Вам сказать, что в картине нет ни одного кадра ни звездного, ни дневного неба. Для меня это была очень сильная, сложная, тонкая и необычная драматургия сценария, который написал Александр Миндадзе. И чтобы найти адекватное экранное решение этой драматургии, потребовались в буквальном смысле нечеловеческие усилия от всех, не только меня. Я Вам рассказал только про холодную воду. Двух сестер играют Ира Пегова, которая снималась у меня в фильме "Прогулка", и дебютантка, актриса Московского ТЮЗа Лена Лядова. Так вот, Лене Лядовой нужно было поправиться, для чего мы специально отправляли ее в санаторий, и я лично проверял ее диету. Она поправилась на 12 килограмм за три недели. Кстати, после съемок она с трудом сбрасывала вес, но сейчас уже вошла в свою лучшую форму. Также бокс у нас играет довольно большую роль, а ведь ни Миронов, ни Цыганов никогда в жизни этим не занимались. Поэтому на три месяца спецзанятий нанимался тренер. И знаете, когда мы сняли эти эпизоды, тренер сказал про Миронова, что более талантливого ученика, который так быстро сумел все схватить, у него никогда еще не было. Кстати, бокс в картине абсолютно серьезный, это не обозначение ударов.