АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ ПРИЗНАЛСЯ В САДИЗМЕ

Газета "Аргументы и факты – Петербург" №28
13.07.2005
Ксения Петрова

Новый фильм Алексея Учителя "Космос как предчувствие" стал обладателем Гран-при Московского кинофестиваля

По словам режиссера, сценарий Александра Миндадзе понравился ему еще полтора года назад, и сразу же на главную роль он определил Евгения Миронова. Но так как артист был занят, пришлось ждать. За это время Учитель успел снять фильм "Прогулка", из него в "Космос как предчувствие" перекочевали на главные роли Ирина Пегова и Евгений Цыганов.

Действие новой картины происходит в 1957 году, когда был запущен первый спутник. Историческая обстановка воссоздана тщательно. Впрочем, группе не понадобилось для этого сверхъестественных усилий.


"Если вы отъедете километров на сто от Петербурга, – рассказывает режиссер, – например, в Волхов и Сясьстрой, как сделали мы, то обнаружите там 57-й год – время, в котором живут эти города до сих пор. Съемки проходили также в Кронштадте.

В фильме есть несколько экстремальных сцен: боксерские поединки героев Миронова и Цыганова и купание в ледяной воде. "Подготовка была, как у космонавтов, – рассказывает Учитель. – Артисты занимались боксом с тренером. Абсолютно все сделано взаправду, удары и падения – как в реальном бою. Что касается заплыва героя Жени Цыганова, то мы это снимали на Финском заливе в марте, вода была 8 градусов. Женя должен был в одних трусах зайти в воду, а уж дальше заплыв продолжал каскадер в гидрокостюме. Я сказал артисту: "Зайдешь по колено, я крикну "Стоп". Он зашел, сделал маленькую паузу, ожидая команды, но я, проявляя режиссерский садизм, ничего не крикнул. Женя пошел дальше, и когда уже собрался нырнуть, – и я убежден, что он бы это сделал, – "стоп" прозвучало. Я не видел более преданных делу людей, чем оба Жени, Миронов и Цыганов, – им пришлось плавать в 12-градусной воде, по нескольку дублей. Каскадеры не выдерживали, а они это делали, их эмоциональный настрой и преданность картине позволили снять эти кадры".

Алексей Учитель, возглавляющий студию "Рок", сам выступил продюсером ленты.

"Продюсированием занимаюсь вынужденно, потому что хочу быть независимым, чтобы мне не указывали, каких актеров снимать, сколько делать дублей. Однако кино в России становится все более индустриальным, это большой бизнес, и мне трудно справляться. И все-таки мы будем заниматься не коммерческими проектами, а дебютами. Уже через месяц начнет съемки Дуня Смирнова, мой постоянный сценарист. Это я предложил ей попробовать силы в режиссуре. Она будет делать современную историю, мелодраматическую, под условным названием "Времена года", главные роли сыграют Михаил Пореченков и Анна Михалкова".

Ну, а то, что "Космос как предчувствие" выпущен в прокат летом, – это риск, потому что публика не так активна, разъезжается на отдых. Вот предложениями приехать на фестивали режиссера засыпают:

"Уже был показ в Мюнхене, в Италии, в сентябре предстоит очень ответственный с точки зрения продаж фестиваль в Торонто. Телевизионные права принадлежат каналу "Россия", премьера будет в конце ноября.

Я уже столкнулся с тем, что у людей старшего поколения вызывают недоверие последние кадры картины. Это Москва 12 апреля 1961 года, от ликующей толпы отделяется герой Жени Миронова, подбегает к машине, в которой едут Гагарин и Хрущев, и вручает космонавту букет. При всей невероятности, это кадры настоящие: когда я подбирал хронику, увидел этот эпизод, фигура человека очень напоминала фигуру Миронова, вот мы и воспользовались. Но! Когда смотрели эту хронику на видео, ничего особенного не замечали, но как только вышли на большой экран, поняли, что к машине подбегает негр! Пришлось прибегать к компьютерным делам, чтобы поменять ему цвет кожи."