СОЗДАТЕЛИ: ПРЯМАЯ РЕЧЬ

2001-2009

ТЕОДОР ТЭЖИК, ХУДОЖНИК:

... — Если не ошибаюсь, Вы работали с [Кайдановским] в его фильме "Жена керосинщика"?

— Да, и получилась очень хорошая картина, она была удостоена премии на фестивале в Амстердаме. Помню, когда он меня пригласил вместе поработать, я сказал: "Саша, ты личность, я личность, как нам сделать так, чтобы не помешать друг другу?" В итоге мы нашли общий язык: я просто создал для него атмосферу, которая его вполне устраивала, почти с ним не разговаривая. Вообще Саша всегда очень тяжело и мучительно работал – с колоссальным нервным и физическим напряжением. Мы с ним много спорили и даже ругались по поводу искусства, он все стремился создать какой-то новый жанр. ... [Он] отказался от того, чтобы быть актером, остался только режиссером и все время что-то искал, создавая очень странные жанры. Вообще для меня очень важно дать режиссеру возможность почувствовать себя личностью. ...
Интервью Елены Коноваловой
Вечерний Красноярск №24, 09.07.2008

ОЛЕГ ШИШКИН, АССИСТЕНТ РЕЖИССЕРА:

...
— В 1988 году я работал ассистентом на картине Кайдановского "Жена керосинщика", и придумал тогда режиссер снимать дураков не актеров из театров, а настоящих ..., тех, кто сидит на уколах и бредит, а иногда может и пришибить. И вот в Калининградской области нашли такой дурдом. Далеко ехали. Но даже когда прибыли, дураки гарантий нам не давали, что не нападут. Поэтому во двор дурдома приехали мы на автобусе ПАЗ'ике. Но люди из киногруппы и актеры реальные из фильма выходить не спешили. ... Есть там в кадре микроцефал Леня. Он с большими ушами. Вообще хочу я, чтоб вы все услышали мой призыв из 1988 поехать в Семикаракоры, так как озвучании на Мосфильме я озвучивал одного из дебилов, орущего в кадре: "Да поедем в, мать твою, Семикаракоры!" ...
oleg-shishkin.livejournal.com

АЛЕКСАНДР БАЛУЕВ, АКТЕР:

...
— Одна из первых моих работ в кино – в картине "Жена керосинщика" Александра Кайдановского. Главные герои – два брата-хирурга. По сюжету один подставляет другого: меняет пробирку с донорской кровью, и у того прямо под ножом погибает ребенок. Я играл "хорошего", и вот мой герой, посчитав себя виноватым в этой смерти, ушел из профессии и открыл керосиновую лавку... Спустя время после съемок я спросил у отца: "Папа, кем был мой дед?" Он ответил: "Держал керосиновую лавку в Москве". Я не знал этого! Тогда впервые задумался над тем, что ничего случайного в жизни не бывает. ...
Интервью Людмилы Грабенко
Факты и комментарии, 12.01.2006

... — "Жена керосинщика" не привела к каким-то видимым последствиям, никак не сказалась на моей карьере. Нельзя говорить и о том, что эта картина заявила меня как актера, что после нее я проснулся знаменитым. Некоторые коллеги даже и не поняли, кто именно снялся у Кайдановского. Очевидно, и грим сыграл свою роль – в фильме меня здорово состарили. Словом, я остался неузнанным. ...
Premiere

... — Меня увлекает, когда я не понимаю, как играть. Будоражит то, от чего я далек в реальной жизни.

— Кто первым из кинорежиссеров почувствовал в Вас это качество?

— Наверное, Александр Кайдановский. Я играл у него в фильме "Жена керосинщика". Встретился с ним однажды в этой жизни. Вскоре его не стало... Он работал очень сложно. Многое было непонятно, Кайдановский мало говорил, мало объяснял. Надо было научиться воспринимать его таким, каков он есть, и довериться. Но у меня и не было другого варианта, я доверился... В итоге мне не стыдно за эту работу. ...
Интервью Елены Добряковой
Невское время, 16.04.2009

... — Когда Кайдановский позвал Вас в свою картину "Жена керосинщика", вы уже были знакомы?

— Нет, он меня совсем не знал. Но Александра Кайдановского я считаю своим крестным отцом в кино, поскольку он дал мне первую большую роль. До этого я снимался на Украине, у Григория Кохана в фильме про Кармелюка вместе с Ваней Гаврилюком и Брониславом Брондуковым, играл русского друга главного героя. Но работа с Кайдановским была особенно важна. Потом мы иногда с ним перезванивались, встречались, но в дружбу это не вылилось. Александр был очень умным, талантливым и образованным человеком, и не бравировал этим, но общаться с ним оказалось непросто. Я существовал в кадре, абсолютно поверив в то, что он знает, что делает, и не задавал лишних вопросов. ...
Интервью Валентины Сериковой
Известия в Украине, 04.12.2008

... — Ты снимался у Александра Кайдановского в картине "Жена керосинщика". Что дала тебе работа с этим режиссером?

— В двух словах сказать об этом очень трудно. Это отдельная тема. Вот если бы мне какой-то журналист сказал: "Саня, я хочу сделать интервью о нем", то я бы с удовольствием это сделал. Потому что он мне очень много дал в понимании кино, в отношении к изображению в кино. По большому счету я, наверное, до сих пор живу тем, что мне дала наша встреча, настолько это ценно и непреходяще. Я помню какие-то его странности. Хотя мы очень мало общались и редко говорили по душам, потому что он был очень замкнутым и очень умным человеком. Я просто не дотягивался до его уровня эрудиции и понимания вещей и даже к этому не стремился. Просто знал, что я ему зачем-то нужен, и мне этого было достаточно. ...
Интервью Игоря Логвинова
devichnik.ru, 07.2001

... — В Вашей биографии есть еще одна картина, вызвавшая жаркие споры – "Жена керосинщика" Александра Кайдановского.

— Ну, о ней не так уж много говорили, потому что почти никто не видел. Только специалисты.

— Не только.

— Да? Ну может, я ошибаюсь. Может, мне хотелось, чтобы больше говорили...

— По общим воспоминаниям, Кайдановский был очень сложный человек.

— Да, это так, но... У меня впечатления от работы с ним остались самые хорошие. Говорю так не потому, что его, к сожалению, уже нет с нами. Я и при жизни испытывал к нему... Хотя мы никогда не дружили. Дружить с ним было довольно сложно. Он был человек замкнутый и очень образованный, я со своей серостью не мог ему соответствовать. Мы встречались нечасто, но когда встречались, было очень... тепло.

На съемках с ним было трудно только поначалу. Поскольку это была моя первая большая роль в кино, я хотел добиться от Александра Леонидовича, что делаю, узнать задачу, почувствовать внутренний мир моих героев (тем более, что я играл там двух братьев). Я пару раз у него спросил – он мне внятно ничего не ответил. И я понял, что он и ответить-то не может. И не хочет. Всё должно было произойти на уровне подсознательного понимания (или непонимания) его.

— Понимание пришло?

— По результату, мне показалось, – да. Я понял, что он снимает кино несколько иначе, чем его вообще снимают те профессионалы, о которых мы говорили ранее. Те снимают по проторенной дорожке: есть сюжет, он развивается, достигает кульминации и так далее. Кайдановскому был не важен сюжет, не столько важен и сам герой, а важен общий воздух, общая атмосфера, "картинка". Это он взял от Тарковского, и актеры у него были как составная часть изображения. В какой-то момент ему было важнее, как подсвечены в кадре кожаные цветы, а не то, что там играет или не играет артист. Но это надо было понимать. Пока я не понимал, у меня была обида: ну как же так? Я тут... а он...

— Даже Ваша индивидуальность была не важна?

— Он ее не выставлял. Ну, это такой стиль работы, это такое кино. Иногда, бывает, встречаешься с людьми и понимаешь, что они не владеют тем языком, которым владел Кайдановский, но пытаются идти тем же путем. Вот это раздражает, потому что у них это – неестественно. А у него было естественно. Он был странный. Начало съемочного дня, а он куда-то уходит. Бродит, что-то бормочет, потом крестится и говорит: "Ну, а теперь поехали!" Какой-то обряд он там совершил наедине с собой. И это не выглядело показухой, потому что он замыкался, и нельзя было внедриться, спросить: "Ну что, Александр Леонидович, че там наколдовал-то?.."

Мне очень жаль, что он так рано ушел, у него были интересные планы. Он хотел про Грозного снимать кино. Но в тот момент как раз выстроилась целая цепочка Грозных, и он все откладывал это дело. Но ждал. Хотел, чтобы я сыграл Грозного. Ну, значит, не судьба... ...
Интервью Веры Звездовой
homesomes.ru