НИКОЛАЙ ЛЕБЕДЕВ: ЖИВУ, НИ ПЕРЕД КЕМ НЕ ОТЧИТЫВАЯСЬ, КРОМЕ ЖЕНЫ И ГОСПОДА БОГА

Газета "Культура" №15
20-26.04.2000
Диана Радбель

Зрители знают этого молодого режиссера по дебютной ленте "Змеиный источник", вызвавшей немало споров в среде кинематографистов и критиков. ...

— Валерий [Тодоровский] – прекрасный режиссер, лидер молодого поколения, но он ведь и продюсер великолепный! ... Он умен, точен и тактичен. Его идеи всегда свежи и своеобразны и никогда – банальны. Он помог мне подобрать актеров. Он срывался со съемок "Страны глухих", чтобы посмотреть очередную монтажную сборку "Змеиного источника". Он приносил в фильм замечательные придумки. ...

— Ваши картины сделаны в редком для отечественного кино жанре триллера. Вы отдали предпочтение триллеру, чтобы привлечь массового зрителя, или есть другие мотивы?


— Я всегда тяготел к историям, стоящим над действительностью, с особым уровнем условности и напряженным действием. Зачитывался страшными и загадочными произведениями Гоголя, Пушкина, Булгакова, Эдгара По. ... Люблю триллеры. И жанровое кино в целом. У нас ведь жанры всегда тоже пропускались сквозь идеологическое сито, тем более в кино, всегда предельно заидеологизированном. ...

— Раскрываете ли Вы с помощью триллера тайны, укрытые в человеческой психике, в самой повседневной жизни, или просто манипулируете критическим противостоянием "маньяк – жертва"?


— Даже самая захватывающая история скучна и неинтересна, если в ней нет живого человеческого наполнения. И "Змеиный источник", и "Поклонник" – это драмы характеров, человеческих столкновений, а вовсе не "кино про маньяка", как не слишком изобретательно высказался один известный кинодеятель. ... Я вдруг неожиданно обнаружил, что рассказываемые мною истории – все! – о трагическом одиночестве человека во всегда враждебном ему мире, об обреченных попытках найти счастье и покой. Об этом – "Змеиный источник". ...

— Как складываются ваши взаимоотношения с актерами?


— Замечательно. Я люблю актеров, и они иногда даже отвечают мне взаимностью. Хотя заслужить актерское доверие непросто. Ольга Остроумова, скажем, очень настороженно относилась к сценарию "Змеиный источник". Он ей казался излишне мрачным и пессимистичным. Помню, мы встретились за кулисами Театра им. Моссовета; Остроумова – огненно-рыжая, ослепительно красивая и отстраненная – наблюдала за мной сквозь ресницы. Я понимал, что сдаю экзамен. Потом были пробы – не столько Остроумовой на роль Тамары Георгиевны, сколько меня на роль режиссера, имеющего право руководить такой актрисой. Остроумова была великолепна. Я – так себе, но она меня все-таки "утвердила". На съемках мы заспорили всего один раз и поэтому сняли два дубля: "мой" и "ее". Посмотрев их, Ольга Михайловна прилюдно признала, что "мой" лучше. Дальше мы доверяли друг другу абсолютно.

С Евгением Мироновым ситуация была столь же непредсказуемой. Я ему предложил роль, а он отказался. Я был в отчаянии и именно от отчаяния совершил абсолютно невообразимый поступок, повторять который не рекомендую никому. Я ему позвонил (причем сам Миронов утверждает, что было три часа ночи, какой кошмар!) и завопил в трубку, что не представляю, как снимать фильм без него!.. Что жизнь кончена!.. Что я умираю!.. Что у меня вот уже температура поднялась!.. "Коля, – строго произнес Миронов на другом конце провода, – не температурь!" И... согласился сниматься. Правда, совсем в другой роли. Работать с ним было замечательно! ...