ПОДНИМЕМ БОКАЛЫ ЗА СЕРИЙНЫХ УБИЙЦ

Арсений Суховеров
(по материалам пресс-конференции)
(из личного архива Евгения Миронова)

В ресторане "Мономах" ожидалось море кровищи, душераздирающие вопли беззащитных жертв и парад оживших мертвецов, которые вернулись, чтобы: мстить. Московская богема, жаждущая чудовищных зрелищ, дрожащими от вожделения руками протягивала секьюрити приглашения на пиршество кошмаров. Компания "Центр Видео", купившая у студии Горького права на тиражирование свеженького российского триллера "Змеиный источник", объединила экранные жестокости с банкетом. Поговаривали, что по-другому нельзя: фильм Николая Лебедева, ставший его полнометражным дебютом, после просмотра нужно мгновенно чем-то заесть и запить.

Пожалуй, Лебедев первым в нашем кино сумел по-настоящему поймать ту заветную экранную субстанцию, которая зовется саспенсом. Когда злодеем может оказаться кто угодно, когда людей душат и кромсают рядовые, неприметные с виду сограждане – это будет пострашнее полукукольных Франкенштейнов. В "Змеином источнике" – очень динамичный монтаж без всяких там ненужных многозначительных затяжек, которые в отечественной "чернухе" лишь дополнительно провоцируют рвотный эффект. Крепкая работа питерскогооператора Сергея Астахова.

Интригующая, жесткая история. Приехала в захолустный городок на практику в школу смазливая студенточка пединститута Дина (Екатерина Гусева, без пяти минут прима театра Марка Розовского "У Никитских ворот"). Местечко выбрала поганенькое, но что делать:ведь здесь проживает ее любовник, местный плейбой и раздолбай (Сергей Маховиков). И хотя у него – жена беременная, и тошнит ее все время, бедняжку, Дина так втрескалась, что на все плюет. А тут в городке начинают обнаруживать трупы зверски убитых девушек и вешдоки; которые указывают, что убийца – Дина. Студентка попадает под следствие. Предупреждали же люди: вали отсюда, пока цела. А ее, дурочку, любовь парализовала...

— Катя, а Вы-то сами влюблялись когда-нибудь так же безумно, как Ваша героиня?

— Ой, нет! Я, наоборот, до сих пор не могу отделаться от возмущения: как женщина может так унижаться из-за какого-то смазливого парня? Эта стыдно!


...Городок, куда попадает Дина, гадок и безумен, но самое мерзкое и мрачное место здесь – школа. Настоящая фашистская казарма во главе с безжалостной директрисой (Ольга Остроумова), которой лижут пятки все местные жители. Вот вам и ответ на преисполненную светлого лиризма советскую продукцию студии Горького. Вот вам и эволюция актрисы Остроумовой от хрупкой старшеклассницы из "Доживем до понедельника" до отвратительной фюрерши. Только здесь дело происходит уже не в Пенькове, и до понедельника никто не доживет. Свидетели убийств безжалостно устраняются. Гора трупов стремительно растет. И все очевиднее, что мочит всех директриса – Остроумова.

— Ольга Михайловна, но Вы-то, опытная, уважаемая актриса, как на такое "подписались"? Неужто так потянуло к молодым кинохулиганам?

— А что здесь такого? Я всегда старалась играть совершенно разные роли, неожиданные. И компания подобралась, между прочим, милая, веселая.


В этот момент разговор прервал Дмитрий Марьянов из "Ленкома", который в "Змеином источнике" сыграл благородного фотографа:

— Чего ж тут веселого? Мне на съемках озверевшие люди натурально нос разбили. А могли вообще разорвать. Играем сцену, где толпа гонится за нами с Диной. И вдруг я понимаю, что вся эта массовка, ребята из Серпухова, где шли съемки, потеряла контроль над собой. Вжились они в образ и сейчас натурально убьют! Я ору Лебедеву: "Коля, блин, да скажи ты им, что мы не убийцы!!!". А Коля не врубается.

— Я протиснулась между ребятами и толпой и как заору: "А ну, назад!". Сами понимаете: живая русская актриса – она и коня на скаку, и в горящую избу.


...Близится жуткий финал. Невидимый зрительскому глазу убийца несется за Диной по ночным школьным коридорам. Девица визжит, хватает со столика колбу с жидкостью для учебных химических опытов и вонзает стеклянный наконечник в глаз безымянной мрази. Теперь мы наконец видим залитое кровью лицо серийного маньяка. Это – переодетый в дамское платье Андрон (Евгений Миронов), секретарь школьной директрисы, ее любимый ученик. Перед смертью он успел прохрипеть: "Только маме не говорите"...

— Евгений, Вам не отвратительно? Ведь такого гада Вы не играли никогда.

— Я Вам больше скажу. Мне Лебедев предлагал любую роль, и я выбрал именно Андрона, причем с радостью. Вам, например, известно, что нашумевший фильм Киры Муратовой "Три истории", который тоже напичкан убийствами, должен был называться "Четыре истории"? Да-да, там была четвертая новелла – для меня. Мне предстояло играть как раз сексуального маньяка-убийцу. Кира тогда завалила меня всякой литературой про Чикатило. Вживайся, говорит, в образ. Я начитался, как-то неприятно мне стало, и решил отказаться. А потом жалел.


...В последнем кадре Дина уплыла с фотографом-Марьяновым по реке на том же пароме, на котором причалила к монструозному городу. Ну почему нельзя было без этого слащавого хэппи-энда?!

— Да не хэппи-энд это! – спорит режиссер Лебедев. – У меня же была элементарная идея, я удивляюсь, что ее не "раскололи". Человек приходит в мир, вплывает, так сказать, а мир-то чужой, злой, и, пройдя все круги ада, плывешь ты потом прочь, как бы в никуда.

А "мир" между тем гулял в ресторанном зале, отмечал премьеру, запивал шашлычок шампанским. И никто вроде бы не поперхнулся даже.