"ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, НАСКОЛЬКО Я НАПУГАН...": ИНТЕРВЬЮ С ВЛАДИМИРОМ БОРТКО

ozon.ru
09.2003
Игорь Линчевский

...

— "Идиот" – первая современная экранизация классики. Не буду сравнивать Вашу постановку с пырьевской, по этому поводу было сказано много как справедливого, так и не очень... На мой взгляд, успех несомненный. Кому, по-Вашему, он принадлежит – Вам или Достоевскому?

— Вопрос ниже пояса – на него невозможно адекватно ответить. Что же, я буду говорить – автор как следует поработал, да и я кое-где наследил?

— В данном случае, Вы такой же полноправный автор, как и Федор Михайлович...

...


— Я попытался ... прочитать роман "Идиот" по-своему. Интуиция мне подсказывает, что Федор Михайлович, увидев нашу работу, наверное, остался бы доволен. (Смеется.) ... Сохранены все линии, и, как мне кажется, дух романа. Я могу ошибаться и не все должны со мной соглашаться. Хотя... Мне кажется, что я прав. И мне нравится то, что я сделал.

— Собранный Вами актерский ансамбль без преувеличения можно назвать уникальным. Кого ни возьми – звезда, причем не дутая. Единственно, велись споры насчет Настасьи Филипповны...

— Вполне понятно, отчего так происходит – не так, как было, не то, к чему привыкли... Уверяю, пройдет несколько лет – и все заговорят о большом успехе актрисы Вележевой. Уже вектор меняется. Это знаете, как у Ленина – "приезжайте к нам через двадцать лет, и вы увидите Россию электрической..."

...

— А Мышкин? Лицо-то у Жени Миронова отнюдь не княжеское... Не думали о том, как мог бы раскрыться в этой роли тот же Певцов, например?


— Во-первых, что такое княжеское лицо – объясните? Во-вторых, Певцов – замечательный артист, но у него фактура победительного героя. Диму мы даже не беспокоили по этому поводу – он другого волевого характера человек. По поводу Гани еще могли быть какие-то размышления... А что касается приглашения на роль князя – мне в голову даже не приходило. Да и сейчас не приходит. Может быть, напрасно, не знаю... (Смеется.)

— Следует заметить, Вам везет на Мироновых... Евгений признавался как-то, что ему очень трудно давалась картина – вплоть до нервных срывов...


— Съемки действительно дались очень тяжело, на каждую серию было отпущено десять суток. А это – Федор Михайлович. Но собрались профессионалы высочайшего класса. Куда ни взгляни – вплоть до осветителя, до ассистента на площадке. И Женя, с профессиональной точки зрения, несмотря на свою молодость, явление незаурядное. Посмотрите, как он великолепно справился со своей ролью – а роль, мягко говоря, не проста. Кстати, Инна Михайловна Чурикова придерживается такого же мнения – мы с ней говорили на эту тему. Да все самозабвенно работали! Собрались высокопрофессиональные люди – Басилашвили, Петренко, Ильин, Андрей Смирнов, Машков, Боярский, Будина.... Кого ни назови! Инна Чурикова – фантастическая актриса и личность! Петренко – выдающийся артист! Басик (Олег Басилашвили – прим. И.Л.) сделал роль практически "из ничего". Генерал Епанчин – самый непрописанный персонаж из всех, созданных в этой книге Достоевским...

— Я отношусь к творчеству Олега Валериановича с вниманием и пиитетом – мне даже было за него немного обидно. Обидно, что его Вы использовали, что называется, "на подтяжке"...

— Заурядный актер не вытянул бы такую роль – это был бы провал. Здесь требовалась именно колоссальная актерская личность, чтобы персонаж не уступал общему уровню. У генерала Епанчина в романе практически ничего нет, кроме рукопожатия и боязни супруги. Об этом очень смешно, почти по-чеховски, написано у Достоевского: он так ее боялся, что даже любил... Нет, по мелочи, конечно, много чего есть, но этот персонаж не столь ярок, как Рогожин, Настасья Филипповна, генеральша. Поэтому понадобился человек, обладающий не то что незаурядным актерским талантом, а – не побоюсь этого слова – гениальностью, чтобы сыграть роль на уровне остальных... Думаю, для Басилашвили роль генерала Епанчина далеко не проходная. Я безумно благодарен Олегу Валериановичу за то, что он сделал. Ему было очень и очень непросто – пожалуй, посложней, чем прочим, поскольку им достался богатый материал.

— Были моменты, когда что-то внутри дрогнуло, в чем-то засомневались?

— Когда ввязался в драку, сомневаться непродуктивно. Сомневаться надо "до того как". Потом идет процесс воплощения придуманного. Ведь на самом деле до того, как кино снимается на пленку – оно снимается в голове. Задолго до появления актеров на площадке. Все сомнения к этому дню уже за спиной.

— Успех был неожиданным, или все-таки предполагали...

— Такой успех был неожиданным – оглушительный. ... Когда из десяти россиян восемь смотрят твой фильм и говорят приятные слова, это не может оставить равнодушным... Рецензии были не то что хвалебные, а просто – супер. Даже с перебором. Я таких слов о себе никогда в жизни не слышал. ...