ВЛАДИМИР БОРТКО: СЛАВА БОГУ, САМ ИДИОТОМ НЕ СТАЛ

Газета "Культура" №17-18
08-14.05.2003
Геннадий Белостоцкий

— Владимир Владимирович, почему все-таки "Идиот"?

— Я, кажется, всю свою жизнь был влюблен в эту великую и загадочную книгу, много лет мечтал ее экранизировать. Об этом узнали на канале "Россия" и мне сделали предложение, от которого я, конечно же, не мог отказаться. И я очень благодарен руководству канала и прежде всего Валерию Тодоровскому, который позаботился, чтобы наш сериал финансировался по высшему разряду, примерно так же, как "Бригада", чтобы для нас были созданы необходимые условия.

— Приступая к экранизации, что Вы хотели в первую очередь сказать зрителям?

— Какое бытует мнение об "Идиоте"? Это толстая и очень скучная книжка. Там деньги жгут, и Рогожин убивает Настасью Филипповну. Вот, собственно, и все. Мне было интересно представить себя на месте зрителя и рассказывать ему, что все совершенно не так, не то, что он представлял себе раньше. По сложившимся стереотипам, Достоевский – певец бедных людей, певец петербургских трущоб. А ведь это не так. ... Самый бедный из персонажей – Лебедев, содержит дом, большую семью. Да еще герой Михаила Боярского – Келлер, который просит 350 рублей. Это все из жизни богатых и очень богатых людей. ... Если князь получает в наследство полтора миллиона рублей, то в пересчете это означает 15 миллионов долларов. К концу фильма он становится бедным человеком, у него остается 135 тысяч, то есть один миллион триста пятьдесят тысяч долларов. По этому поводу его жалеют. Не об этом, конечно, книга, и не об этом мы снимали. Это всего лишь один пример, что "все не так, ребята". В фильме много юмора, как ни странно. Думаю, что в некоторых местах вы будете часто улыбаться. И вовсе не потому, что мы хотели посмешить почтенную публику, – все это заложено в самом романе.

Мы снимали и открывали для себя удивительнейшие вещи. Чем хороша еще книга? Она многослойна. И если кому-то будет интересен только первый слой – а что было дальше? А Рогожин что? А князь Мышкин? – то большинство зрителей увидят в нашем фильме, надеюсь, и второй слой, и может быть, мы и глубже копнули. Перед нами открылась масса интереснейших вещей, современных вещей! Ведь книга очень и очень современна. Поэтому нам очень интересно было работать.

— Вы пытались как-то осовременить роман?

— Ни в коем случае. Мы плыли в русле романа и старались максимально следовать его духу и букве. Но, разумеется, не могли обойтись без сокращений. Иногда приходилось немного адаптировать текст, чтобы приблизить его к разговорному языку. ...

— А как Вы относитесь к другим попыткам экранизировать "Идиота"? Среди Ваших предшественников были и великие режиссеры. Их опыт Вам помогал или мешал?


— Они снимали совершенно другое кино, поэтому я не ощущал, что на меня давят их опыт и авторитет. Пырьеву хватило первой трети книги. Куросава экранизировал весь роман, но с очень большими сокращениями, и его "Идиот" идет "всего" три часа. А у многих зрителей создается впечатление, что в эти фильмы вошло почти все. Но если попытаться, чтобы действительно вошло почти все, то обнаруживается, что, например, роль генеральши Епанчиной, ее играет Инна Чурикова, по объему лишь немного уступает роли князя Мышкина.

— Но они снимали художественное кино, а Вы – телевизионное. Вы получили больше возможностей в смысле экранного времени, но в отличие от того же Пырьева или Куросавы, которые могли себе позволить не торопиться, по многу раз переделывать самые важные сцены, оказались на конвейере, в тисках финансовых и временных.

— Для меня – в смысле отдачи – нет разницы между телевизионным и художественным кино. Снимая "Идиота", я снимал шесть полнометражных художественных фильмов, это восемь часов непрерывного смотрения. ... Для меня "Идиот" – не телевизионное кино, это попытка максимально полно переложить на киноязык то, что написал гениальный писатель.

— В романе есть длиннейшие монологи. И они вошли в фильм?

— Знаменитая сцена с Настасьей Филипповной – это 25 минут беспрерывного текста, – смотрите в третьей серии. 8 минут беспрерывного текста с очень быстрым темпом у Алексея Петренко (он – генерал Иволгин) – монолог о Наполеоне. Фильм снимался 100 дней, озвучивался – 85. Это говорит о том, как много текста в картине.

— Еще какие были трудные сцены?

— Легких не было. Были, конечно, кульминационные моменты, потребовавшие от режиссера и от актеров предельной самоотдачи. И от Машкова (он играет Рогожина), и от Петренко, и от Чуриковой: У Инны Михайловны есть эпизод в пятой серии, минут десять длится, где она работает на пределе человеческих возможностей. ...

Я ни в коем случае не хочу выпячивать свою роль как режиссера. Считаю единственной своей заслугой то, что предложил замечательным актерам сыграть эти замечательные роли. В титрах выделен только один из них – исполнитель роли князя Мышкина, остальные – в ролях. Я радуюсь и горжусь тем, что живу на одном историческом этапе с артистом Евгением Мироновым. Считаю, что он – извините, пожалуйста, – гениальный актер. Я в этом убедился, стоя рядом с ним, работая с ним вместе. Режиссеры любят актеров, если те точно исполняют их пожелания и указания. В данном случае было большее – Женя и сам творил образ князя Мышкина, и это потребовало от него невероятных усилий.

Я хотел бы сказать еще об одном человеке. Многим, наверное, показался странным выбор композитора. Да, известный человек, хорошо поет – таким знает Игоря Корнелюка широкий зритель. Правда, написал музыку к "Бандитскому Петербургу", она достаточно любопытна. Здесь же, думаю, зритель оценит его музыку – серьезную, симфоническую, она имеет громадное значение для фильма.

— Кто из актеров, на Ваш взгляд, предстанет перед нами в непривычном свете?

— Замечательнейший наш актер Олег Басилашвили играет не очень обычную для себя роль. Петренко сыграл генерала один раз, второй, но здесь у него принципиально другая роль. Думаю, приятно удивит многих наша знаменитая спортсменка и телеведущая Мария Киселева, которая играет Варвару, сестру Гани. Мы ее пригласили потому, что нам была нужна сильная и умная женщина, какой Мария является в действительности. ...

— У Вас есть
... планы?

— Посмотрим. Слава Богу, остался жив и не стал идиотом после "Идиота". Я не шучу. Я страшно устал, если честно говорить, и сейчас ни замыслов никаких у меня, ни мыслей. ...