ПОСЛЕ "ИДИОТА" БОРТКО СОБИРАЕТСЯ СНИМАТЬ "ИОСИФА СТАЛИНА"

Журнал "Континент Сибирь" №21
06.2003

— Владимир Владимирович, не успел фильм выйти на экраны, как был упомянут в КВН: "Машков отказался от миллионного контракта в Голливуде! Смотрите: "Идиот" на телеканале "Россия"!"

— Володя Машков действительно отказался от контракта в Голливуде. Так и было, он мне говорил об этом. Не думаю, что врет.

— Взявшись за столь масштабную экранизацию романа Достоевского, Вы рассчитывали, что классическое произведение может иметь такой успех?

— Это очень приятно, что все получилось, что люди смотрят, что это нужно людям. Я не ожидал, и я рад. Нам все говорят, что мы выродились, никакого народа нет, никому ничего не интересно, кроме голой физиологии и пистолетов. Для меня самого этот успех – открытие, и я в восторге от нашего зрителя. Конечно, денег, нужных для экранизации, у меня не было, решение о съемках приняли на телеканале "Россия". Это государственный телеканал, и то, что там захотели сделать культурный проект, очень хорошо. Никто не рассчитывал на коммерческий успех, руководство канала сильно рисковало. Мне хотелось не подвести людей, которые платят за все это деньги. Я очень благодарен телеканалу "Россия", ведь до того, как начать съемки, я предлагал историю "Идиота" и на другие телеканалы, где меня посчитали сумасшедшим. Боялись сильно, что денег будет потрачено много, а толку мало. Однако получилось то, что получилось. Думаю, этот фильм будут смотреть долго – лет двадцать-тридцать. Можно судить об этом по тому, что было сделано до меня: фильму Пырьева "Идиот" уже пятьдесят лет.

— Как известно, у классических произведений может быть множество интерпретаций. Что Вы хотели донести до зрителя?

— Я думаю, интерпретация только одна, и она единственно верная. Ее Вы и могли видеть. И книгу, и фильм Пырьева многие воспринимали как любовную историю: приехал добрый князь, полюбил несчастную Настасью Филипповну, сумасшедшую, которая жжет деньги в печке. Книжка про другое. И Настасья Филипповна, и Рогожин, и Ганя, и Ипполит, и Лебедев, и кто там еще – все это частные случаи человеческого поведения. ... Плохо ли, хорошо ли – тем не менее наше место здесь: это наша страна, наша вера. Вот о чем писал, как мне кажется, господин Достоевский. О частных случаях очень сложных отношений между людьми – все люди чего-то хотят. Об этом книжка-то. Можно по-разному интерпретировать, но поверьте мне, что это так. Это наша национальная книга. После написания сценария я знал ее уже наизусть.

— Евгений Миронов признался, что первые съемочные дни у него были провальными

— Это преувеличение. Слушать, что говорят артисты... Ему просто требовалось время, чтобы понять, чего хочет режиссер. В первый съемочный день он, действительно, не совсем понимал, что от него требуется: что-то было не так, как хотелось бы мне. Я даже разволновался немного, но потом мы поговорили на разные темы и все пошло как надо.

— Вас часто сравнивают с Михалковым – и Никита Сергеевич, и Вы снимаете "народное" кино. Такая параллель для Вас лестна или, напротив, неприятна?

— Я, может, немного похож на Михалкова и внешне. Но Вы знаете, мне лестно, что я снимаю кино для народа. Это действительно так, и я не знаю, как можно снимать не для народа. В обычном зрительном зале привинчена тысяча кресел – для народа. А сколько собирается у телеэкранов? Для меня снимать не для зрителя невозможно. Одна из задач, которую я для себя поставил, снимая "Идиота", – сделать очень сложную книгу, не опуская ее уровень, все-таки интересной широкому зрительскому кругу. Очевидно, это удалось. ...

— Почему-то слово "сериал" имеет несколько негативный оттенок. Вас не смущает, что замечательно снятый вами фильм "Идиот" именуется именно сериалом?

— Ну, что ж, называйте его многосерийным художественным фильмом. Я Вам разрешаю...