"ПРИШЕЛ НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК"

Газета "Ведомости" №178
01.10.2003
Марина Дмитревская

Олег Басилашвили о Евгении Миронове

Евгений Миронов, только что получивший премию ТЭФИ за роль князя Мышкина в "Идиоте", вместе с актерами спектакля Эймунтаса Някрошюса "Вишневый сад" едет на этой неделе в гастрольный тур по России – играть Лопахина, роль, пока что не отмеченную наградами, но уже названную в рецензиях не просто успешной, но и гениальной. Единодушие, с каким оценивают новые роли Евгения Миронова, встречается нечасто, но едва ли не реже можно услышать, как один актер искренне восторженно говорит о другом актере. Так, как о Евгении Миронове рассказал "Ведомостям" его партнер по фильму "Идиот" Олег Басилашвили.

— Я счастлив за Евгения Миронова, получившего ТЭФИ! Это не просто молодой артист, который ярко заявил о себе. Таких, ярко заявивших, много, и по отношению почти к каждому из них у меня возникает чувство зависти и отторжения – как у старого артиста, который отжил свой век и почти не имеет права ничего играть (в русском и мировом репертуаре персонажей 70 лет почти нет, а значит, я должен красить губы, быть моложе, а это противно и не хочется ничего делать). Но по отношению к Миронову у меня этого чувства нет, а есть только белая зависть к тому, что он молод, что он может плодотворно и свободно работать.

Смотрите, что он делает! Вот мой первый съемочный день в "Идиоте". Я прихожу на площадку. Как выяснилось, Епанчин – это гигантское количество текста. Я не знал этого, считал, что раз плюнуть, а тут – мать честная! И как оправдать весь этот словесный поток, и на какое действие посадить?.. То-есть, я пришел на съемку, не зная текста, не зная роли, а будучи так... несколько осведомлен о ней. Чурикова так же (старые артисты привыкли на съемочной площадке что-то быстро подучить... ). И что выясняется! Что Миронов, у которого текста больше в 150 раз, готов абсолютно! Слова знает все, они от зубов отскакивают! Мы начальные реплики учим – он в первый съемочный день восьмую серию повторяет! В ухе – плейер, и в паузах, вместо анекдотов и сплетен, питья водки по углам и прочих съемочных радостей, этот человек сидит с отсутствующим глазом и слушает текст. И не просто его учит, там вся внутренняя жизнь Мышкина тем временем проворачивается. У него есть собственная концепция образа, он не спрашивает – почему, что это значит. Другое дело, что режиссер ему что-то подправляет, перестраивает, он говорит: "Подумаю" – и что-то исправляет. Но есть что исправлять! Он все время в работе. А если не в работе – ложится на раскладушку и спит, потому что знает, что сегодня надо сохранить силы. То-есть, я такого работящего, честного и без показухи расположенного к людям человека давно не видел!

А дальше – на съемочной площадке он умножает свою искренность на свое же понимание Достоевского. Когда в одной из сцен он уговаривает Епанчина – мол, не расстраивайтесь оттого, что Вы меня выгоняете, я другого и не ждал... – он берет в руку ручку с пером и жестикулирует ею. Эта штука все время у его глаза: еще чуть-чуть, и он себе просто выколет глаз – я-то как партнер вижу! Это было настолько гениально на съемке сделано, что у меня волосы встали дыбом! Вот оно, то качество, которое составляет сущность Мышкина! Я был потрясен. И, к сожалению, оператор не словил и не снял по-настоящему то, что Женя Миронов сделал на съемке...

Он не просто талантлив, он артист новой генерации. Мобильник, в паузах звонки от секретаря и агента – он полностью мобилизован, полностью в работе. Так же – Володя Машков, Оля Будина. Я встретился с людьми, которые заставили меня взглянуть на самого себя: а я-то живу неправильно, я живу по старым понятиям, давно канувшим в Лету. Я привык приходить на репетицию неготовым, потому что, работая с Товстоноговым, знал: что бы я ни принес – это будет на три с минусом. Его присутствие лишало меня малейшей самостоятельности, я себя даже уговаривал не готовиться: все равно последнее слово будет за ним. Это эгоистическое и иждивенческое качество. И встреча с Женей Мироновым поразила меня. Изменилось время, пришли новые люди. И надо приходить готовым, выстроив для себя концепцию. Может быть, режиссер меня поправит, но я должен с первого дубля сыграть.