ПЕРЕДАЧА НИКОЛАЯ СВАНИДЗЕ "ЗЕРКАЛО": ГЕРОИ ФИЛЬМА "ИДИОТ"

churikova.com
24.05.2003
Николай Сванидзе

Князь Мышкин – очень странный персонаж. Как заявил гость программы "Зеркало" актер Евгений Миронов, Мышкин – современный Иисус Христос. Хотя, по словам Миронова, он не совсем согласен с этим определением: "Как известно, возраст Христа – 30 лет. А князь по своей натуре был весьма странным существом. До 22 лет он был болен, практически ничего не понимал. Сейчас ему 26. Значит, ему 4 года. За эти 4 года он очень много нафантазировал. И все его фантазии разбились".

Другая героиня романа – Елизавета Прокофьевна Епанчина, которую играет Инна Чурикова, тоже интереснейший персонаж. По словам Чуриковой, это совершенно невероятная женщина. Федор Михайлович Достоевский писал о Елизавете Прокофьевне, что "муж ее так боялся, что даже любил".


СВАНИДЗЕ: У нас в гостях Инна Чурикова и Евгений Миронов, который сейчас работает в Вильнюсе. Он репетирует роль Лопахина в "Вишневом саде". Вы видите, он поправился, уже не так прозрачен, каким мы его видим в фильме по Достоевскому. Мне очень приятно видеть вас обоих. Первый вопрос к Вам, Инна Михайловна. Когда Вы работали над этим фильмом, я имею в виду "Идиот", Вы думали о спросе, о кассовом успехе, о популярности, или Вы работали для души, для себя? Скажите, пожалуйста.

ЧУРИКОВА: Лично я не думала об этом. Хотя режиссер задавал нам этот вопрос – что будет смотреть зритель и будет ли он смотреть вообще. Он всегда держал этот вопрос в голове. Да, Женечка?

МИРОНОВ: Да.

ЧУРИКОВА: Ну, скажи, мой дорогой!

МИРОНОВ: Инна Михайловна, здравствуйте! Я Вас люблю.

ЧУРИКОВА: Здравствуй, Женечка! Я тебя тоже.

МИРОНОВ: Но об этом позже.

ЧУРИКОВА: Я очень скучаю, не видимся... .

МИРОНОВ: Ужас.

ЧУРИКОВА: Жалею, что мы не работаем сейчас вместе.

МИРОНОВ: Надо что-то придумать. Невозможно больше. Эта разлука когда-нибудь должна закончиться. Что касается Бортко, то он действительно говорил по поводу того, что будет жаль, если телезрители переключат свой канал во время показа фильма на футбол или КВН. Но я Вам скажу честно, я сопротивлялся всеми силами. Мне очень не хотелось об этом думать. Если об этом думать, то тогда не надо начинать снимать кино. Об этом, пожалуй, надо думать режиссеру, продюсерам, но не артистам. Вы говорите о популярности. Да, сериал популярный. Я, правда, ничего не знаю. Мне только кто-то звонит, а я сижу и не знаю, как там проходит фильм.

СВАНИДЗЕ: Очень хорошо проходит. Фильм хороший.

МИРОНОВ: Спасибо.

ЧУРИКОВА: Жень, я тоже ничего не видела, кроме первой серии.

СВАНИДЗЕ: Инна Михайлова, сериал полностью сочетается с текстом первоисточника. Мы же привыкли ориентироваться на фильм Пырьева, брать за основу его экранизацию первой части книги.

ЧУРИКОВА: Там присутствовала любовная история.

СВАНИДЗЕ: Да, на первом месте стоит любовь, страсть. Настасья Филипповна. В фильме, который мы сейчас смотрим, такое впечатление, что главная женская роль – Ваша.

ЧУРИКОВА: Я не готова к этому.

СВАНИДЗЕ: Как Вы дошли до такой жизни? Как так получилось?

ЧУРИКОВА: Ну, знаете, это интереснейший персонаж в романе. Это совершенно невероятная женщина.

СВАНИДЗЕ: Елизавета Прокофьевна.

ЧУРИКОВА: Да, Елизавета Прокофьевна Епанчина. Более того, они – Мышкины.

СВАНИДЗЕ: Вы же родственники?

ЧУРИКОВА: Да, мы родственники. И у нас есть общие черты. Федор Михайлович столько написал о Елизавете Прокофьевне. Например, он написал, что "муж ее так боялся, что даже любил".

СВАНИДЗЕ: Совершенно верно. "Муж ее так уважал и боялся, что даже любил". Мне очень интересны ваши отношения в фильме. Ведь они очень сложные, вы не любите друг друга...

МИРОНОВ: Инна Михайловна, простите, что я вмешиваюсь. Я помню, что Инна Михайловна в какой-то момент, когда мы уже начали снимать, сказала: "Ну, как же так? Настасья Филипповна влюблена в Мышкина, даже дочка Лебедева влюблена. А генеральша что же? Как же?" И она говорит: "Нет, она, конечно, влюблена". И я помню, что режиссер говорил: "Что Вы, тут другие темы, сейчас не до этой темы". И я помню, мы снимали один момент, наша сцена с вами двойная, Инна Михайловна, если Вы помните. И вот в какой-то момент Вы чмокнули. И закончилась съемка, Вы мне говорите: "Все-таки я сделала это". И я думаю: "Какая прелесть!" Потому что, конечно, они любят друг друга безумно, потому что они очень похожи. И на самом деле Мышкин, только Мышкин семейный уже.

СВАНИДЗЕ: Мышкин семейный, Мышкин взрослый.

МИРОНОВ: Да, безусловно. То, что мы снимали вместе, то, что показали кусочек сейчас, я его не видел. Это очень здорово, что Бортко придумал такой финал. Потому что именно это имел в виду Федор Михайлович. Что, конечно, только она должна была к нему приехать, когда она находилась совсем в тяжелом положении.

СВАНИДЗЕ: Вы его даже ревнуете, по-моему, к собственной дочке иногда?

ЧУРИКОВА: Есть такое чувство. И, конечно, он для нее родной человек. Человек, который ее волнует. Вы знаете, мне кажется, что у Льва Николаевича и Жени очень много общего. Когда Лев Николаевич приближается к человеку, даже если это дурной, грешный человек, то все равно в нем высвечивается что-то прекрасное. Поэтому он необходим всем. Поэтому он необходим и Епанчиной, потому что в ней происходит бурная духовная работа.

СВАНИДЗЕ: То-есть, в какой-то мере отношение как к мужу?

ЧУРИКОВА: Не знаю, не знаю. Нет, не как к мужу.

МИРОНОВ: Нет, я не думаю, что как к мужу. Она говорит удивительную фразу. "Я думаю, что Бог Вас для меня сюда прислал!"

СВАНИДЗЕ: Евгений, Вы играете князя Мышкина. Кого Вы играете?

МИРОНОВ: Вопрос непростой. Я его задавал и до сих пор задаю себе. Потому что князь – очень странный персонаж. Думаю, что князь Мышкин – современный Иисус Христос. Очень интересно, как через него проявляются люди. Но мне эта идея не очень понравилась. Потому что возраст Христа, как известно, 30 лет. А князь по своей натуре был весьма странным существом. Он до 22 лет был болен, он не был даже человеком. Практически он ничего не понимал. Сейчас ему 26. Значит, ему 4 года. За эти 4 года он очень многое изучил, очень много нафантазировал. И это все разбилось в первый же день в вагоне во время встречи с Рогожиным и Лебедевым. Он понял, что все, что он себе надумал, – фантазии. Но в нем есть стержень. По Достоевскому – это идеал человека. Идеал невозможно играть, это совершенно неблагодарная для артиста тема. Он первый свой монолог про смертную казнь рассказывает первому попавшемуся человеку – швейцару. Причем рассказывает на разрыв сердца. Потрясающий человек. Мышкин умеет любить. Потому что никогда не думает о себе. Интересно, какие у него проблемы. Он вникает в чужие проблемы, пытается их решить, понимая, что это все равно приведет к плохому результату. Но у него самого есть проблемы. Он понимает, что не вписывается в этот мир. Идиот, понятно, что он идиот. Его все считают идиотом. В какой-то момент он начинает приспосабливаться к этому миру. Но он привык говорить правду. Он вдруг понял, что эта правда ему приносит вред. Вы говорите: "Кого играю?" Не знаю. Это только на уровне интуиции можно понять и почувствовать.

СВАНИДЗЕ: Вопрос обоим. И Вам, Инна Михайловна, и Вам, Евгений. Ваша любимая сцена в этом фильме, который Вы еще не видели, но любимая на стадии работы в этом фильме?

МИРОНОВ: Инна Михайловна, какая у Вас? Конечно, со мной! Правильно?

ЧУРИКОВА: Женечка, да.

МИРОНОВ: Нет, я шучу.

ЧУРИКОВА: Нет, это правда. Я так и думала. Какая? Наша любовная сцена. Я не знаю, все интересно. Потому что характер меняется, реакция, поступки, движения. Ты можешь сказать, какая у тебя самая любимая сцена?

МИРОНОВ: У меня две таких сцены. Про одну не буду говорить, потому что это очень долго объяснять почему. Она совершенно незначительная. А вторая – монолог в 9-ой серии. Помните, мы с Вами сколько разговаривали?

ЧУРИКОВА: Ой, как ты это прекрасно сделал. Мы это еще не видели. Вы еще не видели 9-ую серию?

СВАНИДЗЕ: На следующей неделе будет.

МИРОНОВ: Помните, как мы с трудом говорили, не понимал как надо играть этот монолог, про католичество. Часов семь мы пытались понять, что от нас требуется. У нас был выходной с Инной Михайловной. И мы думали отвлечься от Достоевского, от "Идиота". Полгода работы. Мы пошли в ресторан, сели и 7 часов проговорили про фильм, про "Идиота", про Достоевского. Этот монолог я боялся ужасно. Потому что он мне не очень нравился.

ЧУРИКОВА: Мне кажется, что это прекрасная сцена.

МИРОНОВ: Простите меня, Федор Михайлович – огромный. Его надо было учить бесконечно. Я его учил круглосуточно. Что-то там такое интересное было.

ЧУРИКОВА: Вы знаете, Женя – замечательный партнер. Причем он стоит у камеры. Его не снимают, снимают меня. Ну, а он существует даже еще выразительнее, чем в кадре. Он невероятно щедрый. Он добрый. Он совестливый. Я думаю, что недаром Владимир Владимирович решил, что в роли князя Мышкина должен быть Женя. Он позвонил мне и спросил, читала ли я "Идиота". Я ответила, что да, читала. А когда на следующий день в театре меня спросили, буду ли я играть Настасью Филипповну... Это маленькая роль. Но режиссер сказал: "Ты не думай, что это эпизод. Это большая роль". Я открыла роман и увлеклась. Я открыла для себя Епанчину. Боже мой! Лев Николаевич... Ну, Лев Николаевич – мой любимый персонаж. И надо же так судьбе случиться, вот так вот встретиться.

СВАНИДЗЕ: У нас в студии были Инна Михайловна Чурикова и Евгений Миронов. В заключении позволю себе выразить догадку. Теперь, после фильма, а я напомню, что на следующей неделе предстоит еще 2 заключительные серии, – после фильма классический роман Достоевского пополнит круг популярного чтения российских читателей.