ШОКОЛАДНЫЙ ЗАЯЦ ОТ КНЯЗЯ МЫШКИНА

Журнал "Тв-парк"
07.05.2003
Анна Молева

В старой доброй Англии раз в три года экранизируют Диккенса или Джейн Остин, Франция не устает "перелистывать" Гюго, Дюма и Мопассана...

— Вот и мы решились на нашу русскую классику. Счастье, что нашелся режиссер, который не только мечтал об этом, но и знал, как это осуществить, — говорит продюсер десятисерийного фильма "Идиот" Валерий Тодоровский.

У режиссера Владимира Бортко ("Блондинка за углом", "Афганский излом", "Собачье сердце", "Бандитский Петербург") свои резоны.

— Федора Михайловича Достоевского принято считать певцом задворок, петербургских трущоб, защитником бедных. А в "Идиоте" действуют три князя, два генерала, содержанка... Это все из жизни очень богатых людей – хотя бы потому, что курс тогдашнего царского рубля равен десяти нынешним долларам. Получается, что князь Мышкин получил в наследство пятнадцать миллионов баксов. К концу фильма он становится "бедным": у него остается миллион с небольшим. Не об этом, конечно, фильм, но факты любопытные,
— говорит постановщик.

Съемки телевизионного романа проходили в старинных особняках Петербурга – во дворце Юсупова, в Домах-музеях поэта Некрасова и академика Павлова, Русском музее – и в Павловске. Реквизит для фильма по возможности использовался подлинный. Выручал "Ленфильм", что-то покупали в антикварных магазинах. Сам режиссер принес из дома два старинных фарфоровых сервиза – чайный и кофейный, — дабы достойно сервировать стол в доме генерала Епанчина. Вагон, в котором ехал князь Мышкин, взяли в Музее железнодорожного транспорта. Денежные купюры, бывшие в ходу во времена Александра Второго, оказались невероятной редкостью. С большим трудом реквизиторам удалось уговорить коллекционеров-частников дать на пару дней копии. С них и были напечатаны деньги, которые купец Платон Рогожин предлагает Настасье Филипповне за ее любовь. Пришлось потрудиться и над костюмами, ведь героини Достоевского знали толк в старинных бриллиантах, перьях, ручной вышивке, настоящих лионских кружевах и бархате. Огромной проблемой стала обувь. Желание найти туфельки, которые были в ходу у модниц в позапрошлом веке, натолкнулось затем на невозможность их использования. Ходовой тогда тридцать третий размер оказался безнадежно мал всем без исключения актрисам.

В актерской биографии Евгения Миронова, который сыграл князя Льва Николаевича Мышкина, такой роли по душевным и физическим затратам еще не было. Он работал по двадцать часов, круглосуточно учил текст, а в перерывах читал очень разноречивые мемуары жены и дочери писателя. Целенаправленно худел – терял килограмм за килограммом, пока не сбросил десять. Ведь в книге Достоевского написано, что князь худенький молодой человек. Спорил до хрипоты с режиссером: "Вам нельзя снимать этот фильм, вы слишком нормальный!" Отказывался играть Иисуса Христа и старался найти в Мышкине "человеческое, в том числе и недостатки".

Когда-то, еще в годы учебы в Саратовском театральном училище, юный Женя приехал в Москву, где на сцене Ленкома его поразила Инна Чурикова, которая играет в зтом сериале сложную роль Лизаветы Прокофьевны.

— Я тогда в буфете купил зайчика шоколадного в фольге. Пока ждал Инну Михайловну на служебном входе – очень хотелось увидеть ее, – он в моем кармане растаял. Когда она вышла, я подарил ей некую шоколадную форму. Но она так радостно это приняла, что я был поражен. А сегодня, почти двадцать лет спустя, я снова очарован ею и как женщиной, и как актрисой. Учился у нее всю картину!
— рассказывает Евгений Миронов.

Очень долго искали актрису на роль Настасьи Филипповны. В результате колоссального кастинга утвердили Лидию Вележеву, которую и на пробы вызвали первой и которая оказалась точнее и ближе других к "холодному" образу Настасьи Филипповны.

— Такая роль бывает раз в тысячу лет, я просто вытащила счастливый лотерейный билет. Народная артистка СССР Юлия Константиновна Борисова, исполнительница этой роли в известном фильме Пырьева, вместе с которой я работаю в Театре имени Вахтангова, была за меня искренне рада и благословила в буквальном смысле слова, — говорит Лидия Вележева. — Что же касается самих съемок, то очень точно сказала о них Инна Чурикова — "безумно сладостные мучения". Так оно и было.

Например, сцену сжигания денег в печке (по нынешнему курсу – семь с половиной миллионов долларов!) снимали долгих двенадцать часов. Не обошлось без валидола и истерик. Особого труда потребовали многочасовые репетиции монологов. Так, один из монологов Вележевой длится двадцать пять минут, а монолог Алексея Петренко, который играет генерала Иволгина, – восемь. О том, что фильм "говорливый" и в нем много текста, можно судить по таким данным: его снимали сто дней, а озвучивали восемьдесят пять.

В период съемок у исполнительницы роли Александры Епанчиной, петербургской актрисы Анастасии Мельниковой, родилась дочка – Машенька. Это произошло в среду, а в воскресенье Анастасия уже была на съемках. Актрису отпускали покормить малышку, но чаще водители просто отвозили для девочки молоко. Настя не скрывает, что очень хотела сыграть главную героиню, но не получилось. Расстроилась, сильно переживала. Но потом поняла, что это просто судьба, ведь с Машей в любом случае она не смогла бы этого сделать.

А вот исполнительница роли Аглаи Ольга Будина признается, что свою роль не променяла бы ни на какую другую:

— Аглая просто ближе мне и по характеру, и по возрасту. Она, натура высокомерная, влюбилась. Она ненавидит и чувство, которое ее поработило, и человека, которого любит, – тоже! Колебания-то какие – от любви до ненависти! И хочется и колется, что называется. Сыграть первую любовь такой самодостаточной и гордой девушки – дорогого стоит. А еще она максималистка невероятная. Хочет всего и сразу. И несмотря на то что действие происходит в XIX веке, может быть, современные тинейджеры увидят в моей героине себя.

По мнению режиссера, в нынешней экранизации романа Достоевского очень много юмора. В некоторых местах зрители наверняка будут улыбаться. Цели посмешить почтеннейшую публику специально никто не преследовал. Задача была иная – чтобы человек, из тех, кого принято называть "простым зрителем", включив телевизор, сказал сам себе: "Реальное кино показывают. Надо смотреть".