ХОТИНЕНКО: Я ДО СИХ ПОР ОТНОШУСЬ К КИНО ПО-ДЕТСКИ

stolitsa.ee
29.03.2011
Борис Тух

...

— Владимир Иванович, мне кажется, что после фильма "Мусульманин" у Вас произошло что-то, изменившее то ли Вашу позицию, то ли вашу эстетику; во всяком случае, фильмы, которые Вы сняли после "Мусульманина", уже в "нулевые" годы, они какие-то другие. Так ли это?
...

— "Мусульманин" оказался фильмом со странным результатом. Он едва-едва на "Оскара" не попал. Помешал ему страх ислама, который испытывает Запад.

— Так ведь у Вас вообще не про ислам, а про поиск человеком истины, откровения какого-то...

— Да, про веру и безверие. Это очень русская тема. Наша, внутренняя. Но и дома я получил болезненный щелчок по носу. В чем-то даже оскорбительный. Мы приехали на "Кинотавр" большой группой, с уверенностью, что возьмем призы – мол, кто же, если не мы? Но в последний день показывают "Особенности национальной охоты". И они получают все, а мы – ничего. Я очень хорошо отношусь к Саше Рогожкину и смеялся громче всех в зале, особенно над кадром с коровой в самолете: "Жить захочешь – еще не так раскорячишься!". И у него в самом деле получилась замечательная комедия, но все же...

— Да, масштаб, конечно, несопоставимый.

— И для меня это стало сигналом. Я почувствовал, что иные времена наступают. И не ошибся. Наверно, единственный раз я был травмирован реакцией на свой фильм как раз после "Мусульманина". Я не загрустил, нет, но получил травму, которая как-то, наверно, повлияла на все, что я делал позже.

— Ладно, Вам лично по какой-то причине не хотели дать приз. Но ведь в фильме грандиозные актерские работы: Нина Усатова, Женя Миронов, Александр Балуев!

— А к актерам подходили некие личности и говорили: "Вы, конечно, сыграли хорошо, но зачем Вы снимаетесь у этого режиссера?" Но Бог с ним, дело прошлое! ...

— Два года назад Евгений Миронов был здесь со спектаклем "Рассказы Шукшина". Рассказывал, что будет играть в Вашем фильме Достоевского, и не только Достоевского, но и некоторых его персонажей. Этот замысел реализовался?


— В определенном смысле. Мы порой переносили в фильм целые куски из Достоевского. В частности, из "Игрока".

— А сам образ Достоевского? В жизни ведь он был очень противоречивым человеком. Вы не идеализируете его?

— Нет. Не может быть яркий человек положительным во всех отношениях. Всегда в нем должно быть что-то жесткое, нетерпимое. Иначе это – смиренный человек, который живет в монастыре, затворником. Мир всегда подбрасывает какие-то провокации, на которые приходится отвечать. Иначе один путь – в монастырь.

— Фильм уже смонтирован?

— Он уже готов. В мае пойдет на телевидении. Всего там восемь серий, хотя о Достоевском и в ста сериях не расскажешь! Нам предлагали сделать сначала кинофильм, а потом сериал, но я отказался – это невозможно! Вместить жизнь Достоевского в формат двухчасовой картины – профанация. Образ Федора Михалыча был бы искажен до неузнаваемости.

— А восемь серий не мало?

— Для меня – нет. ...

— Кто играет Аполлинарию Суслову – женщину, ставшую прототипом героини "Игрока" и еще многих "инфернальниц" Достоевского?


— Ольга Смирнова. Молодая актриса, пока еще не известная.

— Очень красивая?

— Очень, но на Суслову не похожа. Фотографии Аполлинарии сохранились – в современный стандарт красоты она не вписывается вообще! Но пришлось идти на компромисс с современными представлениями о прекрасном. ...