ВЛАДИМИР ХОТИНЕНКО: ЖИЗНЬ ДОСТОЕВСКОГО НЕ МЕНЕЕ ИНТЕРЕСНА, ЧЕМ ЕГО РОМАНЫ

Журнал "VIP-Premier"
01-02.2011
Елена Караколева

— Владимир Иванович, говорят, Вы не сразу согласились на предложение канала "Россия" делать фильм о Достоевском по сценарию Эдуарда Володарского. Что Вас останавливало: неужели сложность фигуры?

— И это тоже. К тому же я был тогда занят работой над фильмом "Поп". Вокруг Федора Михайловича много стереотипов. Я не думаю, что современное поколение хорошо знакомо с его произведениями, 99,9 процента не знают ничего о его жизни. С другой стороны, имя Достоевского, выражаясь модным словом, – мировой "бренд". Любой мало-мальски образованный человек если не читал, то слышал про князя Мышкина и братьев Карамазовых... Кстати, став после смерти "брендом", Достоевский почти всю жизнь прожил непризнанным. Признание пришло незадолго до смерти. Федора Михайловича сделали академиком, даже просили стать воспитателем цесаревичей... Достоевский умел любое произведение с бразильской мелодраматической фабулой превратить в шедевр! А какой силы его характеры, глубина погружения в подсознательное? Безусловно, он – лицо русской литературы. Неслучайно в мире имя Достоевского более популярно, чем кого бы то ни было из наших классиков. ...

Жизнь писателя не менее интересна, чем его романы. Это невероятная, наполненная страстями человеческая жизнь. С другой стороны, врагу не пожелаешь такой жизни – с каторгой, выматывающими болезнями, безденежьем, душевными метаниями. ... Несмотря на все мучения физические и моральные, Федор Михайлович не сломался. ... Мужество, вот что поражает в этой личности. При этом он человек со всеми слабостями. Грешный, как все мы, а потому понимающий, что не может выжить без веры в Бога. Именно этот живой человек интересует меня в нем. Его знаменитая мысль: если бы пришлось выбирать между Истиной и Христом, он пошел бы за Христом. Эта мысль – смысл богоискательства, которым пронизаны все его романы.

— И как же Вы справились с такой биографией в картине, пусть и многосерийной? ...

— Достоевского хочется жалеть в исконно русском смысле слова, то-есть – любить. Мне важно, чтобы это же чувство пробило и зрителя.

— За последние 20 лет великие традиции советского художественного телефильма практически утеряны. Уровень современных телефильмов упал до мексиканского "мыла", к которому, увы, приучили наш народ. Современный зритель изменился. Вы это как-то учитывали? В вашем фильме больше слов или динамики?

— Больше чувства. Если бы я снимал эту картину 20 лет назад, то снимал бы несколько иначе. Потому что ритм жизни поменялся. Но главное, чтобы это не закончилось скороговоркой. Думаю, нам удалось достичь динамичного сюжета и динамичных чувств, сопоставимых с современными ритмами, но без поддавков. Мы не снимали клипы из жизни Достоевского. Все, что я снимаю, в том числе для телевидения, стараюсь делать в традициях отечественного кинематографа. И стремлюсь привить эти навыки своим студентам во ВГИКе. ...

— Если представить фантастическую ситуацию встречи с Достоевским, о чем бы Вам хотелось его спросить?


— Ключевой момент в понимании личности Достоевского – его религиозное мышление. Его принято считать религиозным писателем. Но все гораздо сложнее. Не так часто, кстати, в храм ходил. Есть свидетельства, как всю службу на коленях стоял, но во время ссылки в Семипалатинске в храме бывал нечасто. Почему? Я не нашел ответа. Мне интересно понять, что это такое – пойти за Христом. Как ему хватило мужества в "Братьях Карамазовых" произнести об усопшем святом старце: "А старичок-то завонял...". Как он смог решиться на такое?! Невероятно. Я не раз, работая над фильмом, примерял на себя разные ситуации, в которых оказывался главный герой: а смог бы я так? И понял, что, в принципе, мало нашлось бы людей, которые вытянули бы всю эту судьбу, доставшуюся ему. Я не говорю о том, какой чудовищной критике он подвергался. И от коллег-писателей доставалось. Толстой не скупился на эпитеты в его адрес... А публика тем временем читала Достоевского. Это его спасло от долговой ямы. Что же такое на самом деле Достоевский, стало ясно, как часто бывает в России, только на его похоронах. До этого никого так не хоронили.

— Достоевский был образованным человеком?

— Ну, конечно. Он же инженерное образование получил. Рисовать умел, чертить. Инженер в то время – интеллектуальная элита общества.

— Все Ваши фильмы отличаются блестящим актерским ансамблем и съемочной группой единомышленников.

— За такую историю браться без того и другого абсолютно бессмысленно. Могу говорить здесь только об удовольствии работать с такими мастерами и профессионалами. Я доволен актерским составом невероятно. Про Евгения Миронова, исполнителя роли Достоевского, и Чулпан Хаматову в роли его первой жены Марьи Дмитриевны можно говорить бесконечно в превосходной степени.

— Они оба друг о друге говорят, как о сиамских близнецах, настолько близки по природе дарования и тончайшей психологической организации.

— Еще на спектакль "Рассказы Шукшина" нужно сходить, где они играют вместе, чтобы окончательно убедиться в уникальности их партнерства. ...

— О невероятной способности к перевоплощению Евгения Миронова Вы знали не понаслышке, еще работая с ним над фильмом "Мусульманин", и тем не менее устроили кастинг на роль Достоевского?


— Речь не шла о портретном сходстве, у всех претендентов в той или иной степени это было. А у Жени Миронова – просто потрясающее совпадение. Но это, безусловно, было не главное. Скорее это путь моего сомнения и поиска, каким должен быть Достоевский. Например, мы долго решали этическую проблему: как показывать приступы эпилепсии у писателя? Как физиологию? Неинтересно. Или вообще не показывать? Или показывать отраженно? В фильме трижды мы показываем приступы. Но все по-разному. Чтобы в этот момент у зрителя не наступало отторжение физиологическое, наоборот – сострадание. ... Сам Федор Михайлович ... отвечал: дело в том, что он ощущает за мгновение до приступа – это чувство познания сущего чего-то, просветление. И это чувство он не променяет ни на что. В этом он видел смысл. Это очень важное замечание для актера тоже. Пророк Мохаммед, будучи эпилептиком, так же как и апостол Павел, в момент приступа тоже видел рай. Это конкретный пример подхода к решению только одного эпизода фильма. Все истории его романов – тоже интересно было "порешать". Страсть к Аполлинарии Сусловой была у Федора Михайловича до умопомрачения: безумно ревновал и при этом доводил себя до уничижения, до юродствования – сам писал письма ее любовникам. Был расточителен, не был скуп. ...

— Полтора года напряженной работы позади, кому Вы посвящаете свой фильм? В проекте нового образовательного стандарта литературе не нашлось достойного места, не кажется ли Вам, что появление таких фильмов, как "Достоевский", будет способствовать интересу молодежи к классической литературе?
...

— Даст Бог, фильм пробудит интерес и к персоне Федора Михайловича, и к его произведениям. Это было бы замечательно. Хочется широкой зрительской аудитории. Хочется не опозориться, обращаясь к такому материалу. Меня в данном случае интересует не мнение критиков, которые, несомненно, душу отведут, разбирая по косточкам фильм, а реакция публики на то, чем смог проникнуться я, актеры, все те, кто серьезно занимался этой картиной. Дальше слово за продюсерами – как они преподнесут зрителю этот фильм. Главное, конечно, сейчас – зрительская реакция. Дойдет или не дойдет...