ВЛАДИМИР ХОТИНЕНКО: ДОСТОЕВСКИЙ – ЭТО ЛЕКАРСТВО

mosfilm.ru
26.11.2009

Рассказать правду о Достоевском. Такую сложную задачу поставил перед собой режиссер Владимир Хотиненко. Сейчас на "Мосфильме" полным ходом идут съемки его новой картины "Достоевский" – о жизни писателя от отправки на каторгу до последних дней жизни. Главную роль в фильме играет Евгений Миронов. В фильме также снимаются такие известные актеры, как Чулпан Хаматова, Дмитрий Певцов, Владимир Симонов, Дарья Мороз. О мотивах, которые заставили режиссера обратиться к биографии Достоевского, в эксклюзивном интервью сайту "Мосфильма" рассказывает сам Владимир Хотиненко.

— Владимир Иванович, параллельно с Вами фильм о жизни Достоевского ("Три женщины Достоевского") снимает режиссер Евгений Ташков. Как думаете, с чем связан этот всплеск интереса к личности Федора Михайловича?


— Причины могут быть самые разные. Начиная с шуточной – хорошего человека много не бывает! И заканчивая тем, что биография Достоевского была довольно насыщенной, и на ее основе можно снять хоть сто фильмов. Если же говорить серьезно, то я думаю, что в стране назрела необходимость в лекарстве. А Достоевский – это в определенном смысле лекарство. Общество хочет разобраться в том, что происходило с нами за последние 25 лет. Так что неудивительно, что растет "спрос" на Достоевского.

— Главная коллизия фильма Евгения Ташкова – Достоевский и женщины в его жизни. Каким событиям из жизни писателя посвящен Ваш фильм?

— О Достоевском можно снимать по-разному. Можно снять фильм о Достоевском-игроке, можно о Достоевском-писателе или о том, каким он был отцом. То-есть, каждой из ипостасей писателя можно посвятить целый фильм. Мы же снимаем фильм о жизни Достоевского, я бы так сказал. И нас она интересует во всех ее проявлениях.

— Жизнь Достоевского в фильме будет показана целиком: от рождения до смерти?

— Нет, точка отсчета – это Семеновский плац. И отправка Достоевского на каторгу... Понятно, что невозможно объять необъятное. Даже в рамках многосерийного фильма. Поэтому мы берем только наиболее драматические, ключевые эпизоды его жизни. Но главная наша цель – разрушить стереотипы и приблизить Достоевского к зрителям. Чтобы он не был памятником. А был "живым" человеком...

— При ближайшем рассмотрении позолота с памятников часто слетает...

— Достоевскому это не грозит совершенно. И потом – он же не святой, его никто святым никогда не объявлял. Да, Достоевский считается религиозным, ищущим Бога писателем. Но этим его личность не исчерпывается. Когда я занялся вплотную этим материалом, то узнал столько интереснейших фактов про Федора Михайловича, что теперь мне очень хочется этим поделиться. Мне кажется, его просто не знают. Вообще...

— А мне-то казалось, что биография Достоевского изучена подробно...

— Да, изучена. Но узким кругом ученых. Остальные же знают об этом очень мало. И потом, как бы ни была подробно изучена жизнь Федора Михайловича – это же не посекундная запись! В голову ему никто не залезал, мыслей его доподлинно никто не знает. Так что научное исследование – это одно, а художественное – совсем другое. Оно предполагает большую свободу. И еще очень важна интуиция – режиссерская, актерская. Она тоже может подсказать что-то очень важное, что нигде не засвидетельствовано, но вполне могло бы быть. Например, я придумал эпизод, когда после крупного выигрыша в казино Достоевский прячет в щель монетку. На счастье. И находит ее через 6 лет, когда в пух и прах проигрывается и монетка становится его последним шансом. Нашим консультантам это очень понравилось. Хотя этот факт вымышленный...

— Кстати, это правда, что для вхождения в образ Вы в Висбадене отправляли Евгения Миронова играть в казино?

— Что значит "отправлял"? Мы вместе пошли! Потому что очень трудно понять Достоевского-игрока, если ты в принципе не знаешь, что происходит в казино, не испытывал этих эмоций. Когда Женечка снимался у меня в "Мусульманине", он в мечеть ходил несколько месяцев. И не просто со стороны наблюдал, а участвовал. Здесь то же самое. Есть вещи, которые актер обязательно должен пропустить через себя.

— И последний вопрос – Вы глубоко внедрились в материал. Теперь Достоевский – близкий и понятный Вам человек. Или все-таки осталась загадка, дистанция?

— Конечно, осталась. И каким идиотом я бы сейчас выглядел, если бы стал утверждать, что про Федора Михайловича знаю почти все! Никто никогда этого сказать не сможет. С другой стороны, есть общеизвестный портрет Достоевского кисти художника Перова. И все представляют писателя по этому портрету – вот он такой, Федор Михайлович. Но это не совсем так. В этом портрете нет ничего от того Достоевского, который стоит с Анной Сниткиной у витрины магазина в Женеве. И у них нет ни гроша денег, но он вдохновенно выбирает сережки, которые купит ей, когда разбогатеет. Это тоже Федор Михайлович Достоевский. И мы хотим показать его в фильме разным. Хотя и не претендуем на истину в последней инстанции. Просто есть портрет Перова. А мы рисуем свой портрет. И он тоже имеет право на существование...