ПОЛУОСТРОВ КРЫМ. ГОРОД ЯЛТА. ВРЕМЯ КИНО

nikol.ucoz.ru

Съемки фильма "Дневник его жены"

...


ЕЛЕНА ФАНАЙЛОВА: Ялта пестрая и удивительная. Человек, у которого нет курортных ассоциаций, увидит в ней восточный город с неожиданной архитектурой начала века, настоящую жемчужину русского архитектурного модерна. Так видит Ялту художник Никола Самонов, оформитель фильма "Дневник его жены" – русского кино, в 99-м году снятого на тогда еще украинской Ялтинской киностудии.

НИКОЛА САМОНОВ: Ялта от набережной, от пирса, от моря подымается наверх очень высоко. Где-то совсем наверху есть совершенно замечательные дома с прекрасными садами, со старыми какими-то деревьями и какого-то такого замершего времени. То-есть, вот именно для кино, например, это – совершенно уникальный объект. Очень много домов, особняков, клиник начала века, про которые я совершенно не знал, и они совершенно перевернули мое представление о Ялте. И там это вообще потрясающе правильно организовано в городе. Русский модерн оказался в Ялте таким очень свободным. Ни в Петербурге, ни в Москве такого модерна нет, вероятно, потому что это юг и разнообразная текучесть там очень подходит к озеленению, то-есть к кипарисам и якобы пиниям. Только там не пиния, а лепская сосна растет, это которая вся наклонена на северо-восток. К этому плющу, забирающемуся на деревья. ... Все хорошие дома заняты под какие-то советские здравницы, которые сейчас влачат довольно убогое существование, и все наперебой приглашают жить: "у нас, у нас!". Вот мы вас, значит, будем поить, кормить и спать укладывать. Для съемок так, конечно, совершенное раздолье. Туда надо зайти, в эти самые санатории и детские поликлиники, перекрасить их и, пожалуйста, вперед, снимайте. Сейчас стены помазаны чем-то голубеньким таким, потолки тоже помазаны голубеньким с желтеньким, я уж не знаю, может, это украинское влияние. Еще я помню какой-то потолок с фризом из раков. Очень смешной. И вот эти раки были розовые. Но ничего, вполне себе шик. ...

ФАНАЙЛОВА: Осенью 99-го года, во время работы питерской съемочной группы над фильмом "Дневник его жены", ялтинская студия выглядела так:

САМОНОВ: Все было похоже, скажем так, на киностудию Ленфильм с этим ужасным двором, закаканным и замусоренным. Абсолютно стандартное советское пространство, закрашенное какой-то отвратной масляной краской неопределенного цвета. ...

ФАНАЙЛОВА: Ялтинская киностудия почти не снимает сама, но позволяет снимать другим. Возможно, самый известный российский фильм, снятый здесь в последние годы – "Дневник его жены" режиссера Алексея Учителя. Фильм об эмигрантском периоде жизни и нобелевском лауреатстве Ивана Бунина. О специфике работы на Ялтинской киностудии рассказывают художник фильма Никола Самонов и режиссер Алексей Учитель.

САМОНОВ: Мы пробовали воспользоваться цехом реквизита, но потерпели фиаско. Пришлось собирать какие-то остатки мебели по образовавшимся знакомым, что было очень сложно, потому что там этого очень мало, и, конечно, с реквизитом там просто швах. Художница, которая предоставляла, собственно, свою мебель, имеющуюся у нее в доме, познакомила нас с какими-то ялтинскими бабками, у которых еще можно было чего-то такое найти.

АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ: То, что я вижу, меня удручает. Но там работает замечательная, в частности, бригада осветителей, водителей. И это все были работники Ялтинской студии, люди абсолютно неиспорченные. ...

ФАНАЙЛОВА: Дом, похожий на подлинный дом Бунина во Франции, съемочная группа фильма "Дневник его жены" нашла сначала в Тунисе. Потом по разным причинам от него пришлось отказаться. Рассказывают Алексей Учитель и Никола Самонов.

УЧИТЕЛЬ: Бывший санаторий ЦК партии, а ныне санаторий Верховной Рады Украины, совершенно роскошная такая территория, с водопадами, с коттеджами, с корпусами. И стоит заброшенный дом, где каждое окно особой формы – там, в виде сердца, какое-то вытянутое. Удивительно красивый дом. Но абсолютно заброшенный. Когда мы поговорили с директором этого санатория, он говорит: "Ребята, это уже безнадежный дом такой". Теперь, насколько мне известно, этот дом чуть ли не самый популярный среди Верховной Рады Украины, потому что он действительно безумно красивый. Не знаю, как они его там приспособили для жилья, но для съемок мы его привели в полный порядок.

САМОНОВ: Одна пожилая и очень активная женщина приставила лестницу к одному из окон этого дома, и мы туда полезли друг за другом, и вдруг, влезши, совершенно обалдели. Потому что увидели совершенно потрясающее пространство в стиле модерна. И московский архитектор Федор Шехтель просто отдыхает по сравнению с тем, что мы увидели там. Там было совершенно правильное сопряжение объемов. Из комнаты с потолком 6 метров мы проходили в другую комнату, в которой был потолок два метра, но зато окно уже располагалось на всю стену. И дом был совершенно такой загаженный и вместе с тем красивый. Вот пол: там был очень хороший паркет, и это было видно даже под слоем грязи, потому что он был совершенно гладкий. Это отличие ялтинского климата от нашего. То-есть, у нас бы это были просто гнилые дрова. Да, и там нет ни одного повторяющегося окна. То огромное окно таким стаканом, фонарем, то окно совершенно модерновой формы, где наверху круг, а потом такая небольшая дверь. Этот дом достоин отдельного описания. По-хорошему надо бы было его культурно обмерить и опубликовать где-либо в архитектурном издании, потому что никто не представляет, что такое есть. Но его купил какой-то дядька, украинский, может, русский, я не знаю, и после нас там должны были начаться работы по его реконструкции. Я боюсь, что, конечно, это все изменится не в лучшую сторону, потому что они нам с восторгом рассказывали, что уже готовы рамы, которые они заменят. А там каждая рама была совершенно уникальна.

АЛЕКСЕЙ ГОРИБОЛЬ: Картинка, которая в фильме Учителя присутствует, она, конечно, наверное, напоминает Грасс, но с другой стороны, я все равно я до сих пор не могу отделаться от ощущения, что это Симеиз, это Мисхор. Это места, в которых прошло детство. Когда Женя Миронов бежит спасать Веру Николаевну, которая тонет, и все это происходит у скалы Дивы знаменитой, которую я оплывал много-много раз. Это море, я 5-6 лет подряд просто не вылезал из него, я все равно не могу отделаться от чувства, что никакой это не Грасс, это Симеиз. Но атмосфера, как мне кажется, почувствована очень тонко и правильно.

ФАНАЙЛОВА: Атмосферу фильма о русском писателе приходилось создавать неожиданными средствами.

САМОНОВ: Мы поехали на Ай-Петри, приехали к какому-то месту, где давали шашлыки и вино, и на вершине этого места сидит дяденька в трусах толстый, с большим крестом на груди, а под ним модерновая качалка. И тут Вера Евгеньевна Зелинская подбежала к нему и стала эту качалку из-под него выдирать и кричать: "Киностудия Ленфильм! Дайте для кино!". Дяденька очень удивился, но дал ей эту качалку, и в ней в кино сидит Бунин. И взял с нас обещание приехать к нему в этот самый ресторан и отпраздновать конец съемок. Таким полувоенным способом приходилось обставляться.

ФАНАЙЛОВА: Были у съемочной группы и другие трудности. Рассказывает Алексей Учитель.

УЧИТЕЛЬ: Мы приехали, у нас начались съемки 5 или 6 октября. Как местные жители говорили, первый раз за последние 40 лет было так холодно. А у нас там вся летняя натура, костюмы. И я сказал, что в конце съемок мы искупаемся, предполагая, что мы закончим в середине ноября. Мы закончили 2 декабря. Но, тем не менее, все мужественно полезли, поскольку обещание было дано. Так что Ялта, она очень контрастная, в хорошем смысле – по архитектуре, по людям, по атмосфере.

ФАНАЙЛОВА: В качестве контрастной и необычной появилась и музыка к финалу фильма.

УЧИТЕЛЬ: Основная тема картины – замечательный вальс, написанный Леней Десятниковым, и как бы он туда очень хорошо вставал по настроению. А идея неожиданного музыкального финала – это Алеша Гориболь. Он мне показал, уверенный, что я скажу: "Пошел ты..." Я не знаю почему, но мне казалось, что такой резкий поворот был необходим. Я в этом слышал какую-то такую бунинскую ностальгию по России, и то, что он пережил, и то, как он закончил жизнь, и вся эта любовь, и что было бы в России, если бы он жил.

ГОРИБОЛЬ: У друзей я услышал вот эту запись Рахманинова и Плевицкой. Парадоксальным образом она, конечно, зазвучала во мне, как финал этой картины. Но мне была интересна реакция, прежде всего, Учителя и Десятникова. Вот когда мы сидели и подкладывали уже эту музыку, мы поставили, начиная прямо с рахманиновских аккордов колких. Этот финал – это финал не Бунина, это финал ситуации. Она адресована к каким-то общим внутренним, невысказанным словам и чувствам Веры Николаевны. ...