СОЗДАТЕЛИ: ПРЯМАЯ РЕЧЬ

2000-2008

ДУНЯ СМИРНОВА, СЦЕНАРИСТ:

...
— Ох, и досталось же нам всем: и мне, и папе, и Алеше Учителю... Мы, дескать, порочили светлый образ великого русского писателя, сгущали краски, копались в грязном белье, – да эти люди просто не представляли себе, как выглядело это грязное белье на самом деле. Какое уж там "сгущение красок"! Девичья акварель просто. А вот моей настоящей ошибки никто не заметил. Я много лет внимательно изучала жизнь Ивана Алексеевича. И все неправильно изучила. Он получился у меня гениальным, великим, выдающимся и... таким же, как они. А он все-таки был им не чета. Не ровня. Я очень виновата перед ним... Сейчас я бы этот сценарий написала совершенно по-другому. Постаралась бы выявить двойственность такого положения. С одной стороны, Бунин про свою "отдельность" отлично знал – и, что называется, "позволял себе"... Но с другой стороны, эта невозможность "жить как все" рождала чудовищное чувство одиночества. В сценарии оно передано очень слабо. ...
theos.livejournal.com

... — У меня драматургическая структура была выстроена так: протагонистом был Бунин, а антагонистом – Марга. Я себе представляла ее, как ковбоя в холщовых штанах и с папиросами, кем-то вроде меня. А у режиссера Алексея Учителя было свое режиссерское видение. Он придумал, что Марга – этакая "фря", с бровями, мундштуком и на каблуках... Потом конструкция рухнула, потому что в картине возник второй центр – Вера. Уже при монтаже я придумала, что это будет дневник. Тут и возникло название – "Дневник его жены". В этом нет ничего сверхъестественного: судьба фильма решается трижды – в сценарии, на съемках и при монтаже. И это три разных фильма. ...
Интервью Натальи Голубевой
Проспект

ЕЛЕНА МОРОЗОВА, АКТРИСА:

...
— Супрун [–] это девушка, у которой с вещами совершенно сексуальные отношения. Это нимфа! Ее комната напоминает гардероб дамы из 1910 года. Полный модерн. Я наслаждалась этим воздухом! Она очень долго искала воротничок для Марги: ею было все перерыто: но как! Это не было перерыто, а это был секс! С вещами. Это такие взаимоотношения, которыми я любовалась! Никто не трогал кружева так чувственно и эротично. ...
Интервью Е. Кутловской
Искусство кино №4, 2002

АНДРЕЙ СМИРНОВ, АКТЕР:

...
— Я не подозревал, что коллеги смогут присудить мне, режиссеру, приз за лучшую мужскую роль. Фильм показал, как изменился зритель, как мы его недооценивали. Когда он делался, я говорил и дочери, и режиссеру Алексею Учителю: зрительницы-тетки с компартийными "халами" на головах Вас проклянут. Мы объездили с фильмом полстраны – до Урала. И везде эти тетки собирали залы. Тетки изменились, не доложив об этом киношникам. Зритель рад русскому фильму, заставляющему думать о России. ...
Интервью Янины Соколовской
Известия, 15.07.2002

... — Бунин ведь человек Серебряного века, а у них были несколько более сложные, чем сегодня, представления о своей избранности, о том, что позволено художнику. Да и нервы у них были, мне кажется, стальные. Я бы умер от половины тех страстей, что пришлось пережить этому поколению. ...
Интервью Катерины Борщовой
Бизнес & Балтия №167, 28.08.2000

ГАЛИНА ТЮНИНА, АКТРИСА:

...
— Наверно, я и правда "избалована" несовременными героинями. Вот и роль жены Бунина – это же такая красивая и страстная история любви к великому художнику, к гению, и в то же время – его любви. А героиню с сегодняшней улицы играть пока неинтересно. ...
kinopano.ru

... — Есть соблазн сыграть человека, очень похожего на того, который остался у всех в памяти. С другой стороны, какая я Бунина или Спесивцева? Любая роль – художественная работа. Мы создаем образ, который собираем из фотографий, воспоминаний, дневников. И я благодарна Леше Учителю, который позволял создание другого, художественного образа, отличного от документального. ...
Интервью Григория Заславского
Станиславский №4, 01.2007

... — На меня очень сильно повлияла роль Веры Буниной. Я рада, что съемки фильма "Дневник его жены" из-за кризиса пришлось остановить на полтора года. За это время я смогла подготовиться к этой роли. До сих пор что-то связывает меня с Верой. Ее нота звучит во мне. Я не могу объяснить ее внутренних порывов, но чувствую их, как, наверное, чувствует животное. Я до сих пор помню то чувство к Бунину, которым жила она и которым жила я. Начиная репетировать Марию Болконскую в "Войне и мире", я поняла, что до фильма "Дневник его жены" не смогла бы сыграть эту роль. ...
Интервью Ольги Романцовой
kino-teatr.ru

... — Мне повезло, я начала сниматься у Алексея Учителя. Он хорошо знает, чего хочет от актера, и в то же время всегда готов к творческому диалогу, он актерам доверяет. Мне было интересно работать на этом фильме. А возраст героини? Не думаю, что это имеет принципиальное значение. Конечно, если актриса чисто внешне заметно старше героини, то могут возникнуть проблемы уже непреодолимые. ...
Интервью Зои Кошелевой
Искусство кино №5, 05.2006

... — Первоначально картина называлась "Женское имя", и связано это было с женскими историями, складывавшимися вокруг Бунина и помимо него. К концу съемок, когда сценарий претерпел значительные изменения, режиссер изменил его название, поскольку видел суть картины в ином. Моя героиня – важный персонаж, но все же Бунин тут центральная персона. Будучи в силу своего большого таланта человеком особым, он обладал неповторимой чувственной природой. Его жена переживала вместе с ним все то, чем он был наделен. Мало того, брала часть его переживаний на себя. Если любишь, как эта женщина, то жертвы, которые выносишь, таковыми не воспринимаются. Оба они – удивительные люди. И даже после их ухода возникают вокруг них всякие истории, шлейф какой-то порочной бунинской любви к другим женщинам. Тот жар, который был в них, до сих пор не остывает. ...
kino-teatr.ru

... — В реальности после смерти Бунина Леня Гуров ее очень поддерживал. Я думаю, это был не случайный человек в ее жизни. В Вере многое определяет ее имя. Эта ее способность не быть озабоченной своей судьбой позволяла ей видеть в Бунине гения. Ведь многие его критиковали, ругали, говорили, что он ужасный человек с плохими манерами, что он злой и желчный. Она видела его талант и служила его таланту. Я думаю, что все определяется любовью и способностью человека любить. Любящий человек может больше, чем все остальные. Самый главный дар – это не принимать любовь, не пользоваться ею, ее удовольствиями, а именно любить. ...
Интервью Ольги Боровик
Космополитен, 03.2005

... — Мне было безумно приятно увидеть на этих съемках Евгения Миронова, с которым не встречалась в работе со студенческих лет. Он ничуть не изменился. Женя заразителен в своей игре, с замечательным чувством юмора. ...
Интервью Максима Грачева
Числа №32, 26.04.2000

... — Я ... обожаю процесс озвучивания. И очень жалею, что из современного кино он уходит, все стали записывать на микрофоны сразу на съемочной площадке. А озвучивание, когда парные сцены пишутся вдвоем, как у нас было во времена работы над "Дневником его жены", – это так же увлекательно, словно еще раз проиграть весь фильм. ...
Интервью Елены Коноваловой
Вечерний Красноярск №28, 23.07.2010

ОЛЬГА БУДИНА, АКТРИСА:

...
— Я не могу не любить героиню, которую играю. Вот если бы к ней не относились так плохо, я, может, сама нашла бы в ней отрицательные черты. Да и нельзя так однозначно определять ее как "отрицательный персонаж". Еще неизвестно, как себя повели бы мы, встретив на своем пути любовь такого гения, как Бунин. Можно ли было не принять этого чувства? Вот она и приняла, но не выдержала такой любви. Лично мне было жаль Галину. Я читала в воспоминаниях, что Бунин страшно ревновал ее, не давал никакой свободы, никуда не отпускал одну, она была для него "карманной куклой". Конечно, он помогал ей развиваться творчески, но ровно настолько, насколько этого ему хотелось. С другой стороны, Галина не требовала, чтобы он порвал с Верой и женился на ней, а просто хотела жить так, как ей нравилось. Сценаристка предупреждала: "Галя – это природа, сейчас она такая, через минуту другая, не надо искать объяснений ее поступкам". Но я искала, сочувствуя ей, читая ее стихи... ...
Интервью Веры Демидовой
Литературная газета

... — Я читала действительно довольно много литературы. Но в картину очень много не вошло из того, что мы делали. Потому что первоначальный монтаж фильма составлял чуть ли не четыре часа. Потом из этого сделали час сорок или час пятьдесят. Так что у многих по много эпизодов вылетело, в том числе и у меня, конечно. Вот. Конечно, мне жалко таких эпизодов. ...
Телеканал "К1"

... — Ну, и что – вот снялся "Бунин". Ну, написали о нем толстые журналы, ну, выставился он на "Оскар", но народ-то его не знает! И наверное, никогда не узнает, потому что это как бы кино не для всех... ...
Интервью Натальи Дорошевой
Огонек №01, 01.2001

... — Не понимаю интереса именно к этой картине. Тем более что это далеко не первая моя работа и, к счастью, не последняя. ...
Интервью Николая Пересторонина
Вятский край, 27.08.2003

ПОЛИНА ОСЕТИНСКАЯ, АКТРИСА:

...
— Я играла Одоевцеву в сцене на балу. Но по злому стечению обстоятельств в результате эта сцена не вошла полностью в фильм. Я, на самом деле, из тех съемок вынесла ощущение того, что, конечно, актерская профессия – это самая рабская профессия на свете. И я так порадовалась... Там снималась еще Татьяна Москвина, замечательный театровед и кинокритик, и писатель ныне большой, и вот я жаловалась Татьяне на то, что, Боже мой, какой кошмар! Какое счастье, что я не стала актрисой! Как замечательно, что я свободна в том, что я делаю, что я не сижу на площадке по пятнадцать часов и не жду, когда меня вызовет режиссер на дубль! Потому что это, конечно, очень зависимая профессия. ...
Интервью Виктора Топаллера
"В Нью-Йорке с Виктором Топаллером"

ДИНА КОРЗУН, АКТРИСА*:

... —Вы снимались на "Ленфильме" в картине режиссера Алексея Учителя "Женское имя" о писателе Иване Бунине. Съемки уже закончились?

— Нет, мы только начали. Но в настоящий момент все пришлось "заморозить".

— Как Вам Ваш персонаж Марга?

— С Маргой я в очень сложных отношениях. На самом деле, я даже немного рада, что все приостановилось. Я много думала об этом образе, поначалу он мне был даже несимпатичен. И если бы мы даже снимали на тот момент, когда все начиналось, я бы пошла по легкому пути. А теперь я готова, когда съемки возобновятся, прочувствовать этот образ по-другому, намного глубже. ...
Интервью Натальи Уразовой
persona.rin.ru

АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ, РЕЖИССЕР:

...
— Если говорить об ответственности, то в наибольшей степени я ее ощущал, снимая "Дневник его жены" о писателе Иване Бунине. ...
Интервью Дарьи Гавриловой
presssito.ru, 19.08.2008

... — Когда работаешь над фильмом, то живешь в автономном мире, оторванном от реального. Даже семья и дети отходят на второй план. Однажды у меня был такой эксперимент – жена с сыном приезжали ко мне в Ялту, где я снимал "Дневник его жены" о семье Бунина. Я очень хотел их видеть, но понимал, что часть энергетических, как это модно говорить сейчас, затрат отдаю им, а не фильму. И это плохо сказывается на результатах работы. А ради результатов я готов жертвовать многим. ...
Собака №75, 04.2007

... — Я сочувствую всем героям, мне всех жалко. Если бы я плохо относился к Бунину, не стал бы снимать этот фильм. Меня часто обвиняют в том, что великого писателя я не показал великим, но мне именно хотелось снять картину про то, из чего выросли "Темные аллеи"... Стоят ли они растоптанной судьбы его жены? Думаю, стоят. ...
Интервью Ольги Бакушинской
Комсомольская правда, 30.08.2001

... — В эти дни картину о Бунине увидят на кинофестивале в Португалии. На Ваш взгляд, судьба фильма "Дневник его жены" счастливая или сложная?

— Конечно, счастливая! ... Честно сказать, когда мы впервые показывали "Дневник" на прошлом "Кинотавре", сценарист Дуня Смирнова и я так тряслись, ожидая окончания просмотра картины собратьями по киноцеху, что приходилось в фойе ее отвлекать шампанским, а себя успокаивать коньяком. Мы страшно волновались. И когда раздались аплодисменты, даже не верили, что картину так хорошо приняли.

— Картину Вы делали с замечательным коллективом очень красивых и юных созданий. Скажите честно – эту "женскую банду" Вы теперь сколотили на целую серию кинопроектов?

— Мне действительно повезло: вокруг меня редкие умницы и красавицы, к тому же талантливые. Это уже сложившаяся команда, почти семья, и расставаться с ней не собираюсь... ...
Интервью Юлии Малаховой
Киноман

*ПРИМ. САЙТА: В финальном варианте картины роль Марги сыграла Елена Морозова.