"ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ" ВЕДУТ К "РУССКОЙ СКАЗКЕ". ИНТЕРВЬЮ С АЛЕКСЕЕМ УЧИТЕЛЕМ

ozon.ru
08.2001
Игорь Линчевский

30 августа в арт-галерее "Дача" по случаю пятидесятилетия Алексея Учителя состоится ужин и презентация новых фильмов режиссера "В море и на небесах"* и "Дом". ... В связи с юбилеем резонно было бы говорить с именинником о творческих планах, но мы решили побеседовать о делах минувших. ...

— Как Вам пришла в головумысль пригласить на роль Бунина Андрея Смирнова?

(Смеется.) Меня вообще окружает как бы такая "западня" из фамилии Смирновых. Я очень давно дружу и работаю с дочкой Андрея Сергеевича Дуней Смирновой. ... Дуня писала сценарий буквально на Андрея Сергеевича, – и абсолютно правильно делала. Другое дело, что я, конечно, сомневался. Думал – может ли быть другой человек на этом месте? Тогдашний председатель Госкино Армен Николаевич Медведев мне категорично говорил, что я не прав и Смирнов – это ошибка. Хотя затем, уже в Сочи, на "Кинотавре", посмотрев картину, он поднял вверх руки и сказал: "Вы были совершенно правы".

— Я уж испугался – думал, Вы скажите, что на роль Бунина хотели пригласить Армена Медведева.

(Смеется.) Я выбрал Смирнова еще и потому, что он человек сам по себе необыкновенный. Прежде всего, он эмоционально может реагировать так, как мне кажется, мог бы реагировать Бунин. Плюс великолепно знает его творчество, это тоже очень важно. Андрей Сергеевич человек удивительный! Например, снимая дубль, где была, предположим, какая-то помарка, он ее исправлял, но при этом еще три четверти эпизода делал импровизационно. Это и проблема, и заслуга. Но в любом случае безумно интересно.

— Два режиссера на съемочной площадке... Не опасались двоевластия?

— Никаких претензий и попыток завладеть "дирижерским" пультом у него не было. ... У нас на последней картине вообще подобрался удивительный коллектив – при всем том, что фильм снимался долго и трудно. Редкостная группа, честно Вам говорю. Мы начали снимать "Дневник..." в мае 1998 года, а в августе грянул кризис. Работа застопорилась и продолжилась только спустя год. Причем на площадке я очень противный, всегда всем недоволен, все время ворчу, – и тем не менее, все пятьдесят человек остались со мной. И актеры, и административная команда. Вплоть до последнего рабочего, представляете? ...

— Дорогого стоит.

— Да, это серьезно. К сожалению, у нас в стране о Бунине, может быть, слышали много, но читали мало. Я ни одного кадра не сделал в картине, чтобы показать Бунина писателем. У меня он ни секунды не сидит за столом и не пишет. Потому что это неважно. Наступило время фильмов, в которых, прежде всего, рассказывается история о больших страстях. Неважно, сделано это в Голливуде или в России. А если это сделано в России и связано с Россией – это тем более нашим зрителям интересно. История Бунина по-человечески интересна, поэтому с такими подробностями мы ее рассматриваем. ... Это мне кажется самым главным – увлечь зрителя личностью, заставить испытать интерес – что же это за человек такой? Ведь формально передать степень бунинского таланта невозможно, только через личные переживания. ...

— Вы не думали, что будут сравнивать, – ну, зрители вряд ли, а вот кинокритики – работу Андрея Смирнова и работу Игоря Ильинского в роли Толстого? Как-никак оба персонажа – выдающиеся личности, великие писатели...

— Нет, меня это абсолютно не беспокоило. Мало того, на съемках я наложил табу на упоминание фамилии "Бунин", она должна была звучать чем реже, тем лучше. Если бы я себе все время внушал – мол, что я делаю, это же, елки-палки, Бунин, мы бы до сих пор репетировали... Доля вымысла в картине присутствует, но очень небольшая. Основа правильна и абсолютно документальна. Кстати, когда мы показывали нашу ленту в Карловых Варах, ирландцы привезли туда картину о Джеймсе Джойсе. Не то чтобы мы встревожились, но все-таки как бы предполагалось, что сравнение возможно. Посидели, посмотрели ирландскую картину и... успокоились. Совсем иной подход – и актерский, и по пониманию личности. ...

*ПРИМ. САЙТА: Картина вышла под названием "Космос как предчувствие".