АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ СТРОИТ "ДОМ ЧЕРЧИЛЛЯ"

allrus.info
Александр Беляев

Последний фильм Алексея Учителя "Дневник его жены" произвел в России эффект разорвавшейся бомбы. Не было числа ругательным статьям, которые клеймили режиссера за искажение светлого образа классика русской литературы – Бунина. Публике же картина понравилась необычностью представления известной, казалось бы, персоны. "Дневник его жены" получил, однако, "Нику" и теперь выдвинут на соискание Государственной премии России.

— Алексей, Ваш фильм об Иване Алексеевиче Бунине "Дневник его жены" продолжает вызывать споры. Все упреки сводятся в основном к одному: почему Вы показали великого человека с "невеликой" стороны?


— Во-первых, я не считаю, что мы показали Бунина с "невеликой" стороны. Мы показали человека в трудной жизненной ситуации: великий писатель, которому за 60 лет, полюбил молодую женщину, в связи с этим у него возникла масса конфликтов, которые ему приходилось преодолевать. ... Я и все мои коллеги, которые работали над этим фильмом, хотели только одного – чтобы зрители, которые смотрят наш фильм, попытались понять, что было на душе у этого человека, что он переживал и почему у него возникали затем замечательные строки, составившие его великие книги... Сценарий о Бунине, написанный Дуней Смирновой, получил премию в Америке на конкурсе сценариев, что редко бывает. Экспертная же комиссия Госкино, в которую входят уважаемые мной люди, в один голос проголосовала против. ... Вообще ситуация менялась с совершенно непонятной быстротой, как на Олимпиаде. Меня поразили советы придерживаться каких-то канонов, невесть кем и когда установленных. Я понимаю, что раньше было проще: в учебнике литературы было сказано, кто такой Бунин. Шаг в сторону – расстрел. Но теперь иные времена. К тому же у меня была задача не показывать гнусные стороны в жизни Бунина или тем более его очернять – я хотел, чтобы на экране наш Бунин был максимально приближен к тому Бунину, который был на самом деле. Хотя, уверяю Вас, мы очень смягчили образ Ивана Алексеевича: на самом деле, если следовать правде, надо было делать еще жестче, еще острее. Для любого здравомыслящего человека, который читал Бунина (и даже если его не читал), писатель, который может любить, ненавидеть, ругаться, искренне переживать, по-человечески кипеть, куда интересней той схемы, что в учебнике по литературе.

— Практически все роли в Вашем последнем фильме сыграны на тот момент дилетантами – Смирновым, Будиной, Морозовой... У Вас было желание сделать фильм с "ноу стар"?

— Если говорить об актерской профессии, то у нас снимался только один дилетант – Андрей Сергеевич Смирнов: он режиссер, сценарист. Но этот выбор как раз был определен с самого начала. Несмотря на всякого рода сомнения, сможет ли непрофессионал сыграть Ивана Алексеевича Бунина, я ни на секунду не сомневался. Меня даже не так обрадовало известие, что наш фильм на "Нике" признан лучшим фильмом года – для меня главным моментом истины стало вручение "Ники" за лучшую актерскую работу года Андрею Смирнову. Причем особенно приятно было то, что этот выбор сделали не любители и не дилетанты, а профессионалы-кинематографисты. Бунин – это та личность, которая при воплощении на киноэкране требует нестандартного подхода. Одного ремесла, актерского таланта и образования здесь мало. Андрей Смирнов – тот персонаж в жизни, который близок по настроению, эмоциональной отдаче, психофизике к Ивану Алексеевичу Бунину. И вот это для меня было самым главным. ... Что касается Ольги Будиной и Елены Морозовой – это актрисы с прекрасным актерским образованием Щукинского училища. До нашей картины Будина снималась у Панфилова. У Морозовой наш фильм действительно стал дебютом. Я рад, что мы некоторым образом дали путевку в жизнь этим актрисам, которые сейчас очень много снимаются. Дай Бог, чтобы это продолжалось у них и в дальнейшем.

— Спектакль Лены Морозовой о Марлен Дитрих даже Владимир Путин посетил.

— Да, я был как раз на этом спектакле. Лена – очень талантливая актриса, я думаю, что у нее большое будущее и в театре, и в кино. Я увидел ее, никому не известную актрису, увидел в "Дебют-центре" в спектакле молодого режиссера, где она сыграла в одной пьесе сразу несколько ролей – 15-летнего мальчика, молодую женщину и т.д. После этого я, ни на секунду не сомневаясь, пригласил Лену в эту картину, и практически тут же она была утверждена на роль. ...