ВЛАДИМИР СПОРЫШКОВ: ПТАШУКА С БОГОМОЛОВЫМ ПРОСТО "РАЗВЕЛИ"...

Газета "Семь дней"
Майя Шендрик

Завтра, 17 декабря, – День белорусского кино. Очередной профессиональный праздник, в который наши киношники наверняка вспомнят более приветливые для кино времена. И также наверняка поднимут бокал за лучшее настоящее и будущее отечественного кинематографа. Среди тех, кто, как принято говорить, "посвятил свою жизнь" самому массовому из искусств, и оператор Владимир Спорышков. Его "операторский вклад" в тот или иной фильм всегда был значительным – картина нравилась и запоминалась и зрителям, и критикам "новым взглядом" на многие привычные вещи. Фильмы, снятые камерой Владимира Спорышкова, хорошо известны: "Отцы и дети" режиссера В. Никифорова, "Переправа" и "Высокая кровь" В. Турова, "Цветы провинции" Д. Зайцева, "Игра воображения" и "В августе 44-го" М. Пташука. Заслуги перед кино вылились в две Госпремии: в 1986 году – Госпремия СССР за фильм "Отцы и дети", снятый вместе с оператором А. Сухановой, и Госпремия Беларуси в 1995 году за "Цветы провинции".

― Владимир, фильм "В августе 44-го" режиссера М. Пташука вызвал очень бурную реакцию прессы, кинообщественности. Получился или нет шедевр, стоивший "Беларусьфильму" длительного творческого простоя, – обсуждать будут, по-видимому, еще долго. Известно также, что "гневное письмо" отправил на имя белорусского Президента автор романа "Момент истины" В. Богомолов. Что же так не понравилось в Вашей картине писателю?


― Здесь пошли интриги. Съемки проходили на полигоне под Гродно. Было отснято огромное количество материала, из которого потом отбирался наиболее удачный. Некоторые сцены насчитывали 15-20 дублей. Но это был рабочий, "сырой" материал. Он несколько недель "гулял" по Москве и каким-то образом попал к Богомолову. Насколько я знаю, ему "досталась" кассета с трехчасовым материалом, где было 3, 4, а то и 5 дублей одной и той же сцены. Богомолов насмотрелся всего этого и нашел много погрешностей: у кого-то не так пришиты знаки различия, слишком новенький китель, машины проезжают с включенными фарами и так далее. Кстати, ничего из того, что он посмотрел, впоследствии в картину так и не вошло – Михаил Николаевич прислушался к замечаниям автора романа. У нас с Пташуком такое ощущение, что после той злополучной кассеты Богомолов больше ничего не видел.

― Говорят, он просто отказывался смотреть...

― У нас тоже есть такая информация. Во всяком случае, готового кино автор романа "Момент истины" не видел. Но это все разговоры двухлетней давности. По-моему, Пташука с Богомоловым просто "развели". Ведь в таком случае всегда всплывают вопросы авторских прав. И, скорее всего, для этого и "разводили".

― За этот момент работы обычно отвечают продюсеры. А среди них и Владимир Семаго...

― Да, продюсеры "сделали" большую ошибку, когда показали кассету с совершенно сырым материалом. Но здесь, скорее, "работа" не Семаго, а двух одесситов – Ларисы Гори и Олега Могучева. Кстати, по деньгам они нас тоже здорово надули. Белорусской части съемочной группы заплатили гораздо меньше, чем обещали. Знаете, отношение как ко второму сорту, к провинции.

― И Пташуку тоже "недодали"?

― Он говорит, что да.

― Фильм вылился в очень дорогостоящий проект, но ведь не все делали российские деньги. Всем хорошо известно о президентском миллионе долларов на картину Пташука...

― Он действительно был, но в "зайчиках" и безналом. Этими деньгами проплачивались гостиница, массовка, транспорт. Актеры, дорогостоящая пленка, техника, проявка, перегонка, монтаж, звук – все это было за москвичами. ...

― Владимир, вы работали с разными режиссерами. С кем из них у вас наиболее полное творческое взаимопонимание?

― С Пташуком все хорошо складывается. Быть может, потому, что Михаил Николаевич очень любопытен. Он постоянно как бы в процессе обучения, и в этом плане с ним интересно. ...