РАДИОСТАНЦИЯ "ЭХО МОСКВЫ": ПЕРЕДАЧА "ТЕЛЕХРАНИТЕЛЬ"

ne-bud-duroi.ru
20.04.2008
Ведущая: Елена Афанасьева

Сериал "Апостол" – почему телевидению так интересны шпионские саги?

АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире "Телехранитель" – программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям, мы говорим с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. Одним из наиболее интересных событий прошедших недель стала премьера сериала "Апостол" на Первом канале. И я пригласила сегодня в гости создателей этого сериала: Юрий Мороз – режиссер... Добрый день, Юрий.

МОРОЗ: Здравствуйте.

АФАНАСЬЕВА: ...а исполнитель роли комиссара Демина – Юрий Назаров. Добрый день. Наверное, буду говорить "Юрий Владимирович", чтобы вас не путать.

НАЗАРОВ: Добрый.

АФАНАСЬЕВА: Юрий Павлович, Юрий Владимирович, а то очень сложно. Мы назвали тему программу так – "Почему телевидению так интересны шпионские саги?" Или это не шпионская сага? Что Вы снимали? Вопрос Юрию Морозу. ...

МОРОЗ: Проекту, в общем, по-хорошему, пять лет. Это многовато. Поэтому, наверное, учитывая длину произведения, это сага. А почему интересно? Потому что время интересное. Потому что понятно, кто с кем и за что воюет. Можно проявить, выявить характеры, есть всегда конфликт одного с другим – поэтому это интересно.

АФАНАСЬЕВА: То-есть, в военное время всегда понятно, кто свой, кто чужой, и кто кем претворяется.

МОРОЗ: Конечно. ...

АФАНАСЬЕВА: У меня вопрос к Юрию Назарову. ... Вам вот этот Ваш персонаж, который такой... комиссар не комиссар – как правильно сказать? К режиссеру вопрос.

МОРОЗ: Комиссар госбезопасности, я не помню, какого ранга. Второго или...

АФАНАСЬЕВА: А вот Вам этот большой начальник интересен был как персонаж?

НАЗАРОВ: Да конечно же! Мне вообще история интересна. Когда мы историю забываем... по-моему, Расул Гамзатов писал, что если выстрелишь в прошлое из пистолета, оно пальнет в тебя из пушки. А мы не из пистолета в наше прошлое стреляем – и никак не настреляемся до сих пор. Все-таки очень бы интересно было правду... Ну, как Толстой в своих "Севастопольских рассказах" – там кто-то карьерист, кто-то алкоголик, кто-то еще чего-то. Он спрашивает в конце этого рассказа: кто же герой моего произведения? А герой – тот, которого я обожаю и люблю больше всего, – правда. Вот они все разные, и все небезупречные, но они все защищают Севастополь, они все защищают Родину, они все святому делу служат. При всем том, что они все разные, понимаете? Так что в лучших произведениях – это и у Бондарева есть в "Горячем снеге", то же самое... Да, особист, нэкэвэдист, я не знаю, как он в те времена... чекист...

МОРОЗ: Энкэвэдэшник.

НАЗАРОВ: Да, и он так же подвергает себя риску, так же чуть ли не гибнет или гибнет там. Сейчас это очень однобоко – что НКВД занималось только вредительством, мазохизмом каким-то, убийством. Не только. Я в этом убежден. И в победе нашей они сыграли колоссальную роль. Были перегибы. А как же? Война – это жуткая вещь. Это трагедия, ошибка в жизни, в мирной жизни. Ну, всякие ошибки бывают. Трагические ошибки бывают. А на войне-то они постоянно. Если на войне ошибка, то она обязательно трагическая. Только вот не надо... хорошо бы все это воспринимать в полном объеме.

АФАНАСЬЕВА: Вы вот сказали по поводу того, что если выстрелить в прошлое из пистолета, то оно пальнет из пушки. Я прочту один из вопросов, который пришел заранее на сайт "Эха Москвы". Анастасия, православная студентка – подписалась: "Господин Мороз, почему все, что касается прошлого России, будь то царские времена, советское время, нашим кинематографом и многими публицистами преподносится как нечто зверское и ужасное? Вам самому не стыдно за Ваш антирусский, антисоветский, антинародный "Апостол"? Почему Вы намеренно искажаете нашу историю, оскверняете память дедов и прадедов-победителей?" Там дальше еще есть цитата – все читать не буду.

МОРОЗ: Да, но хотелось бы подробнее – в какой именно части произошло оскорбление? Это первое.

НАЗАРОВ: Мне кажется, что это она вообще...

МОРОЗ: Да. ... А где хоть в одном месте "Апостола" написано, что это документальный фильм, который соответствует исторической действительности? Эта история придумана от начала до конца. Другой вопрос – что я в недоумении, в каком именно месте мы так затронули чувству девушки...

НАЗАРОВ: По-моему, это не мы затронули, а это вообще весь кинематограф предыдущий...

МОРОЗ: Это другой вопрос. Но я не могу отвечать за все произведения, которые идут у нас по телевидению.

АФАНАСЬЕВА: Хорошо. Есть другие реплики. Леха из Самары пишет, антианархист: "Отличный сериал! Даже лучше "Ликвидации". И Миронов – супер! Вопросы: кто был первым режиссером до Мороза? И – встретил ли Апостол свою родню или ему показалось?" Это, вероятно, он уже забежал вперед.

МОРОЗ: А, последний вопрос, очевидно, задан человеком, который посмотрел на ДВД этот фильм, поэтому я всех тайн раскрывать не буду. Пусть уже остальные, кто не имеет возможности смотреть ДВД, по телевидению посмотрят. Что касается первого режиссера, который в "Апостоле" стоит за именем "Иван Иванов", то его имя – Геннадий Сидоров.

АФАНАСЬЕВА: А что за история была? Почему Вы были вынуждены заменять режиссера, который начинал проект?

МОРОЗ: Вы знаете, существует официальная позиция компании по этому вопросу, компании-производителя "Central Partnership", одним из продюсеров которой я являюсь. В том числе я являюсь одним из продюсеров "Апостола", помимо режиссера. Я отвечаю за свои собственные поступки. За поступки Ивана Иванова, Геннадия Сидорова и за его высказывания и за его некорректное, на мой взгляд, поведение пусть он отвечает сам. Что касается меня – почему я взялся за этот проект? Этому были три причины. Первая причина – когда Геннадий Сидоров собирался приступить к проекту и мне в компании задавали вопрос "Как ты его можешь рекомендовать, Геннадия Сидорова?"... Геннадий Сидоров – мой однокурсник по ВГИКу. Я его рекомендовал для того, чтобы он мог быть режиссером этого проекта. Эти же вопросы мне задавал Женя Миронов, спрашивал – а как режиссер, проект сложный, сможет ли, не сможет? Я их всячески успокаивал. Когда произошло то, что произошло, на мне висела моральная ответственность перед компанией, поскольку этот человек пришел по моей рекомендации. Поэтому первый, кто должен был продолжить и закончить этот проект, это был я. Я не мог в тот момент заканчивать съемки, потому что я заканчивал в тот момент съемки "Братьев Карамазовых", и был еще один режиссер, имени которого я не хочу называть, поскольку он сам не хотел этого и даже не встал в титры ни под каким именем, который отснял часть проекта. И последнюю часть проекта снимал я. И заканчивал картину тоже я. Это первая причина – мое моральное обязательство перед компанией за человека, которого я привел на проект. Второе. В этом проекте снималась моя дочь. Не потому, что я продюсер проекта, а потому, что ее пригласил Геннадий Сидоров. И естественно, я не хотел, чтобы эта роль, которую мне нравилось, как она сыграла... я б не хотел, чтобы она пропала, чтобы она осталась втуне. Я хотел приложить к этому руку. Это вторая причина. И третья причина – мне проект нравился и продолжает нравиться. Я отвечаю за свои поступки, за свои слова, я не прячусь за чужими именами, потому что мне нечего прятать. Я сделал свою работу честно, как мог, как делаю ее всегда, поэтому я свою фамилию оставил, поставив только "Ю.П. Мороз", именно поставил это "П.", потому что я всегда подписываюсь "Юрий Мороз" для того, чтобы этой самой "П" с точкой дистанцироваться от того, что это полностью мой проект. Вот вся подлинная история.

АФАНАСЬЕВА: По Вашему ощущению, те части, которые снимали не Вы, и то, что делали Вы, это разные части? Или Вам удалось в финале все-таки собрать стилистически единый проект?

МОРОЗ: Вы знаете, я изначально считал, что у проекта существует своя стилистика. Это, наверное, зависело и от оператора Анатолия Петриги, у которого очень своеобразный взгляд на мизансцену – очень локальный и очень сдержанный. И мне показалось, что это хорошо для этого проекта, потому что ни монтаж, ничего не отвлекает от того, что происходит внутри сцены, не отвлекает от актеров замечательных, которые, на мой взгляд, все хорошо работают. Да, это сдержанное участие режиссера и оператора в процессе. Мне это нравилось, и когда я снимал те эпизоды, которые мне достались, я следовал изначально заданной системе координат. Третий режиссер не совсем. Ему не очень нравилась стилистика, поэтому он работал в своей стилистике, как ему было привычно. Я думаю, что разница заметна для специально обученных людей, что называется. А для рядового зрителя, я думаю, разница не так видна. Я думаю, что это все стилистически сложилось. ...

АФАНАСЬЕВА: Тут еще много вопросов, пришедших по СМСЛУШАТЕЛЬ: Так как у нас до новостей всего несколько минут, предлагаю такой блиц – если можно, быстро. "А почему в Вашем фильме разведшкола на территории монастыря? Насколько мне известно, немцы в таких местах разведшколы не размещали. Руслан, Уфа".

МОРОЗ: Все-таки поместить свастику в центр православного монастыря – это идея, которая посетила в самом начале, и против нее никто не возражал, потому что все-таки есть противопоставление одной идеологии другой, и все-таки апостол Петр, апостол Павел – здесь есть некая составляющая драматургическая, которая позволяет, наверное, сделать вот такой выбор.

АФАНАСЬЕВА: Михаил из Вологды спрашивает: "Снимали "Апостол" в Кириллове?"

НАЗАРОВ: Нет.

АФАНАСЬЕВА: "Будет ли продолжение? Саша". И много здесь вопросов по поводу продолжения.

МОРОЗ: Было-было, в Кириллове.

НАЗАРОВ: Ой, это я там не снимался. Было.

МОРОЗ: По поводу продолжения – скорее всего, будет. Чего здесь кривить душой?

АФАНАСЬЕВА: То-есть, Вы намеренно делаете...

МОРОЗ: Нет, никто не делал намеренно ничего.

АФАНАСЬЕВА: Насколько я понимаю, сейчас продюсеры и режиссеры, если они подразумевают, что при успехе первой части может быть вторая, они жирную точку не ставят – всегда оставляют вариант развития событий. Не выдавая, как Ваш фильм заканчивается.

МОРОЗ: Да-да.

АФАНАСЬЕВА: У Вас такой пунктир...

МОРОЗ: Открытый, пунктирный финал. Но на самом деле – а что здесь скрывать? Человек весь фильм шел к встрече со своими близкими, родными. Ну, конечно, в конце-концов он должен с ними встретиться.

АФАНАСЬЕВА: "А фильм очень хороши", – пишет Эдуард из Ухты. Артур: "Гнал бы всех в шею!" Ну. что ж, Артур, гоните, если найдете, где. "Как в Вашем сериале с достоверностью?" – спрашивает Игорь. Но на этот вопрос мы ответим уже после новостей – через несколько минут в программе "Телехранитель". ... Много вопросов "выйдет ли сериал на ДВД?". Но, насколько я понимаю, он уже вышел, опережая эфир.

МОРОЗ: Уже давно – с 18-го февраля, если я не ошибаюсь, он уже в продаже.

АФАНАСЬЕВА: Поэтому одни требуют, как Светлана и Алексей, чтобы Вы прояснили финал: "Остались ли они живы?" Но думаю, что отвечать Юрий Мороз, пока все не посмотрят последние серии, не будет.

МОРОЗ: Да. Слава Богу, остались.

НАЗАРОВ: Кто-то остался...

АФАНАСЬЕВА: Вот тут есть интересный вопрос. "Спасибо, – говорит Сергей из Зеленограда, – уважаемому актеру за взвешенный и мудрый взгляд на советскую историю". А вот Евгений пишет: "В Вашем сериале нет разницы между Абвером и НКВД, чекисты показаны страшнее нацистов". Будете отвечать? Или только пожмете плечами?

МОРОЗ: Знаете, тут недавно какая-то книжка вышла про сталинизм и нацизм. Они что – близнецы-братья или антагонисты? Ну, это разные взгляды на историю...

НАЗАРОВ: Нет, а потом – сталинизм ведь к нацистам туда не лез. Пришел нацизм сюда. А защищаться-то надо было... Поэтому... вот где там близнецы-братья? Почему Гитлер пришел сюда, а не мы туда ходили?

АФАНАСЬЕВА: "Фильм классный, но с концовкой непонятно!" – теперь уже Таймураз из Владикавказа. Таймураз, ведь уже ответил Вам Юрий Мороз, что скорее всего будет и продолжение – тогда уже, может, будет понятнее. Нет, Юрий?

МОРОЗ: Будет продолжение и будет понятнее. ...

АФАНАСЬЕВА: Давайте мы примем несколько звонков. 363 36 59. Добрый вечер. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Моя фамилия Гуревич, зовут меня Георгий Викторович. Одна реплика в адрес "Эха Москвы" и создателей фильма. Столько разговоров таких глубокомысленных и таких длинных – по-моему, о телесериале-пустышке. И вопрос: не правда ли, этот фильм был выпущен к юбилею – 90-летию НКВД, а? Я одобряю Вашу ухмылку, Ваш смех – я так же ухмыляюсь. Читайте "Новую газету", "New Times"-журнал и так далее.

МОРОЗ: Понятно. Спасибо за вопрос. Нет, никто не подгадывал к юбилею, ни на чьи деньги не снималось...

АФАНАСЬЕВА: А были и такие вопросы – снимали ли Вы на деньги...

МОРОЗ: Есть фильмы, которые снимаются на деньги, заказные фильмы... это нормальная ситуация. Во всем мире так. Что касается мнения – ну, у Вас такое мнение. Опять-таки – никто не претендует на историческую достоверность. Мы не занимаемся документальным кино, мы снимаем телевизионные художественные фильмы. Автор сразу сказал: ребята, эта история придумана от начала до конца, а если она вам не понравилась, ну что ж... извините.

АФАНАСЬЕВА: Лора пишет: "Для меня "Апостол", "Диверсант" – подтверждение того, что возможности человека много больше, чем он об этом думает. Спасибо".

МОРОЗ: Я думаю, что водораздел по мнениям лежит в возрастной группе. Я думаю, что люди старшего поколения, наверное, не очень примут этот сериал, а люди более молодые скорее всего примут в силу возраста и в силу дистанцированности от того времени, про которое этот фильм снимался, потому что у них нет эмоциональных сопряжений с тем временем.

АФАНАСЬЕВА: Алексей пишет: "Немцы показаны понаивнее, чем наши. А бывшие на службе нацисты и штампы типа фрица с губной гармошкой – хорошо бы и эту стороны подостойнее показать. Врага надо уважать. А так "Апостол" вполне. Спасибо."

МОРОЗ: Спасибо большое. Все равно мы победили. ...

АФАНАСЬЕВА: Юрий Владимирович, а Вам как работалось с молодыми звездами, которые и шоумены, и известные?

НАЗАРОВ: Да я вообще это слово ненавижу. Эта "звездность" – этот откуда-то с Запада пришло. Нормальные ребята работали, нормальные профессиональные люди с пониманием, с уважением к профессии, с уважением к теме, с уважением к истории. Нормально работал. Как-то тут по возрасту... Юра учился с моей дочерью, однокурсник ее, называл меня "дядя Юра"...

МОРОЗ: Да я и сейчас так называю. А для меня Юрий Владимирович большая звезда, потому что он у Тарковского снимался, вот он "звездее", чем Миронов и Фоменко, да простят они меня...

НАЗАРОВ: Блестяще работают ребята.

МОРОЗ: Но для меня звездее.

НАЗАРОВ: Ну ,спасибо.

АФАНАСЬЕВА: Давайте еще все-таки к звонкам вернемся. 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Здравствуйте.

АФАНАСЬЕВА: Да. Здравствуйте. Как Вас зовут, откуда Вы?

СЛУШАТЕЛЬ: Юрий, Санкт-Петербург.

АФАНАСЬЕВА: Да, пожалуйста.

НАЗАРОВ: Добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ: Я хочу сказать – я ветеран, и даже отношению имею к этому делу. Так вот, меня в этом фильме что возмущает: уж такие начальники, руководители разведки – такими подонками показаны. Он находится там, в тылу врага, рискуя жизнью, а они здесь его жену совершенно невинную пытаются трахать и сажают в лагерь. Это что такое?!

АФАНАСЬЕВА: То-есть, вот такая точка зрения – что не могло быть, если засылали разведчика туда, то не могла быть жена в лагере, или какие-то такие ситуации могли с ней случаться, как с героиней, которую играет Ваша дочь Даша Мороз.

МОРОЗ: Ну, миленькие, ну, как же мне вас... как же вам объяснить, что это кино...

НАЗАРОВ: Наверное, все было. ...

АФАНАСЬЕВА: Хорошо. Давайте еще звоночек примем. 363 36 59. Говорите. Нет, что-то не получилось – придется другой звонок принять. 363 36 59. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Здравствуйте. Меня зовут Вера Григорьевна. Вы знаете, что я хочу сказать. Может, я скажу, конечно, не то, но вы меня извините. Но я думаю, что то, что Вы изобразили – вот что мы победили, и мы все так гордимся... мы не победили бы, если б было то, что Вы изобразили.

АФАНАСЬЕВА: Вот так вот. Видите, нам сегодня как-то звонят люди более старшего поколения, судя по голосам, и считают, что не победили, если бы было так, как у Вас. А у меня такой вопрос, Юрий. Сценарий-то не Вы писали, а когда Вы уже работать стали, Вам не казалось, что есть некоторые нестыковки, все-таки какая-то – ну, может быть, из-за сложности написания сейчас про то время, может, еще от чего-то, – что вот что-то с чем-то могло не сойтись, или так не было? У Вас не возникало такого ощущения?

МОРОЗ: Вы понимаете, какое дело – а как было-то? Вот так не было. А как было? А было так, как...

АФАНАСЬЕВА: Наверное, все считают, что было так, как в фильме "Семнадцать мгновений весны" и "Майор Вихрь" или не знаю, еще где-то...

МОРОЗ: Может быть, так и было. Потому что я вспоминаю, думаю, какие у меня были впечатления от школы, как я себе представляю штурм Зимнего дворца. А я вспоминаю картинку из учебника истории. А эта картинка – из фильма Эйзенштейна. Поэтому если мы будем мерить нашу историю по фильму "Семнадцать мгновений весны", то тогда извините, а если по своему личному опыту, тогда тоже извините. А если по опыту, который был у автора сценария, тогда мы экранизируем. Тогда возьмите напишите свою историю, и мы ее радостно экранизируем. И это будет именно то, что вы хотите. Поэтому...

АФАНАСЬЕВА: 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте. Во-первых, спасибо, конечно, большое актерам – Жене Миронову, Фоменко, здорово сыграли, ну, Назаров – это вообще любовь наша. Я же пожилого возраста. ... Хочется поблагодарить актеров за хорошую игру. Ну, и, естественно, режиссера.

АФАНАСЬЕВА: Спасибо Вам. ...

АФАНАСЬЕВА: Давайте еще звонок. 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Владимир, я из Питера. Вы знаете, я смотрю с интересом этот сериал, но всегда что задевает – к деталям какая-то небрежность, в отношении всяких мелочей, которые цепляются за глаза и портят общую картину. Хотелось бы просто, чтобы... Грубо говоря, отъезжает машина, а звук подъезжающей идет, или что-то такое...

АФАНАСЬЕВА: Видите...

МОРОЗ: Большой специалист.

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, но это портит впечатление. Вы помните, на каких колесах был в первом кадре этот красный Мерседес?

МОРОЗ: Не помню.

СЛУШАТЕЛЬ: А вот он был на совершенно современных колесах, на литых дисках.

МОРОЗ: Правильно! Правильно Вы заметили.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, так вот.

МОРОЗ: Ну, старались. Ну, уж простите нас за колеса на Мерседесе отъезжающем, ну, за всем не уследишь. Главное – чтобы в главном не было вранья, не было туфты, не было клюквы. Ну, бывает, бывает, куда денешься... В историческом фильме вдруг самолет пролетает. АФАНАСЬЕВА: Давайте еще звонок. 363 36 59ю Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Это Максим их Уфы. У меня вот такой вопрос к этому фильмы. Почему энкэвэдэшников показывают добрыми? Ведь они же были злые.

МОРОЗ: Неправда. Всякие были.

АФАНАСЬЕВА: Максим, а сколько Вам лет?

СЛУШАТЕЛЬ: 17 лет.

НАЗАРОВ: Молодой еще.

МОРОЗ: Вот видите, только что звонил человек, который, как я понимаю, работал в НКВД, и он Вам ответил – он сказал, что они такие не были.

АФАНАСЬЕВА: Давайте, наверное, последний или один из последних звонков.

МОРОЗ: Всякие были, правда посередине.

АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. Вы в эфире. Как Вас зовут, откуда Вы?

СЛУШАТЕЛЬ: Это Сергей из Тулы. Я что хотел бы сказать по поводу фильма: это очень полезный фильм в том плане, что у меня сын 10 лет – он первый раз с удовольствием смотрит фильм про войну.

НАЗАРОВ: Слава Богу.

СЛУШАТЕЛЬ: Мы вместе с ним смотрим – это очень приятно, потому что до этого я никак не мог его заставить смотреть фильмы про войну. А этот смотрит с большим удовольствием. Спасибо большое.

АФАНАСЬЕВА: Спасибо Вам. И тогда, наверное, еще один или два звонка успеем. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Здравствуйте. Это Евгений из Москвы. Я хочу сказать по поводу этого фильма – очень правильно показано, и на самом деле НКВД и любая другая организация сейчас очень жестоки...

АФАНАСЬЕВА: Совсем любая?

СЛУШАТЕЛЬ: И то, что обещал один, не всегда выполняет другой. Алло.

МОРОЗ: Да-да, мы поняли Вас.

СЛУШАТЕЛЬ: И, на самом деле, это очень правдиво показано.

АФАНАСЬЕВА: Ну, что ж, спасибо Вам за Вашу точку зрения. Все звонки принять невозможно, к сожалению, как и прочитать все реплики, которые вы прислали по СМС. Одну из последних, наверное, прочту: "Фильм добрый, замечательный, и зря все против него ополчились. А как сыграл Фоменко – просто блестяще! Спасибо за фильм. Леонид, Сергиев Посад". Здесь, кстати, просят рассказать о коллективе "Central Partnership" – как написали, "армянские продюсеры, которые делают хорошие российские сериалы". Два слова, может, скажете, Юрий?

МОРОЗ: Компания, которая на этом рынке существует уже 10 лет, активно занимается производством порядка 6 лет. Из самых громких – "Доктор Живаго"...

АФАНАСЬЕВА: И та же "Ликвидация", с которой сейчас сравнивают Ваш фильм, да?

МОРОЗ: Да, "Апостол" и "Братья Карамазовы", которые будут в следующем году. Помимо этого, много других прокатных и телевизионных проектов. ...