НАШИ В КИНО, ИЛИ КТО УЧИЛ АПОСТОЛА ВСКРЫВАТЬ СЕЙФ...

sea.ru
Т. Балуева

Геленджик уже прочно вошел в список наиболее часто снимаемых площадок российского кинематографа. Так же часто лица геленджичан мелькают на теле- и киноэкранах во второстепенных или массовых сценах. Каждый участник с гордостью и нежностью вспоминает увлекательный киноэпизод своей жизни.

Теперь наступила очередь с гордостью представить земляка, который не только дебютировал в киноэпопее, но и зарекомендовал себя на съемочной площадке редким специалистом военной тематики. К тому же у геленджичан есть уникальная возможность пристальнее вглядеться в кадры продолжающегося на Первом канале сериала "Апостол", чтобы оценить профессионализм художника Александра Завалий. Но важно все же пригласить читателей к началу съемок сериала – апрелю 2006 года, когда Александр Михайлович отправился в киноэкспедицию.

— Как бы Вы описали атмосферу на съемочной площадке?

— Атмосфера получилась доброжелательной, хотя нельзя исключать человеческий фактор, когда люди друг к другу все время притираются. Но при съемках этого сериала собрались те, кто хотел качественно делать свое дело. И хотя за долгий съемочный процесс коллектив мог часто меняться, у меня получилось работать с тремя специалистами из постоянного состава: художником-постановщиком Владимиром Яриным, декоратором Татьяной Новиковой, художником по костюмам Павлом Липатовым. Я раньше сотрудничал с Павлом Липатовым в сериале с рабочим названием "По ту сторону волков", а в эфир вышедшем как "Ключи от бездны". Липатов – не только обаятельный человек, но и автор энциклопедии техники "Униформа Красной армии и Вермахта". Если когда-либо что-то увидел, то со временем сумеет это применить в определенной нужной ситуации: у него в голове все навечно укладывается. Даже внешне Липатов – колоритная фигура: длинные седые волосы, борода, усы, джинсовка, кожаная жилетка. Правда, что легче работать с теми, кто является твоим единомышленником. А в "Апостоле" таких собралось много.

— Какими были сериальные будни?

— В сериале первична гонка. Бывало, что по три объекта за один день снимали. Для художника – постоянный стресс. Ни одна профессия в кино не является такой хлопотной, как художник, потому что нужно создать площадку, на которой может быть отснято очень короткое действие, но в ее строительство немало труда будет вложено. Для некоторых объектов приходилось делать "задел" за несколько месяцев, а некоторые сооружались за сутки. Например, выбрали кабинет, который должен превратиться в библиотеку, нужно покрасить стены, оформить стеллажи книг, ретро-лампы повесить, все обставить по-старинке. Вот уже все готово к съемке, а режиссер сообщает, что сегодня это снимать не будем. Тогда все разбирается вновь. Или кабинет капитана, которого сыграл Николай Фоменко, и школа НКВД были сделаны на серпуховской ткацкой фабрике, существующей еще с 1870 года. Сначала эскиз, строительство декораций, монтаж... – со стороны просто адов труд. Но съемочный процесс очень мобильный, в котором все же творчество преобладает.

— По Вашему описанию больше на армию похоже...

— Действительно, съемку я могу сравнить с армией. Это бесконечный и непрекращающийся стресс. После возвращения домой из экспедиции я две недели "отходил" от съемок. Просыпался и не сразу понимал, где нахожусь. Мозг судорожно пытался определить, что мы сегодня снимаем и все ли готово к съемкам.

— А подробнее про Вашу работу?

— Я был сопостановщиком художника Владимира Ярина, делал совместно с ним эскизы сюжетов, декораций, потому что меня пригласили как специалиста по сороковым годам. В частности, я писал всевозможные вывески, которые были в советской и немецкой части сериала.

— Телезрители уже увидели некоторые серии советской части сериала...Очень уж был показательным портрет Надежды Константиновны Крупской в детском доме, куда попал Сережа Истомин. Это Ваша работа?

— Да. Мы с Володей нашли подлинную фотографию детского дома тридцатых годов, и стилистика была именно та, которую я впоследствии сделал – шрифт, рамка, бант. Но мы решили привнести абсурд в изображение прошлого нашей страны, поэтому использовали фотографию Крупской с явными признаками базедовой болезни. И надпись утрировали, сделав: "Крупская – мать наша". Я писал портрет в Кириллове Вологодской области, где находилась наша база, арендованная на территории монастыря XV века. Хотя и лето, но внутри монашеской кельи было сыро, я приткнулся на подворье. Помню, что работать пришлось среди любопытствующих туристов-иностранцев, которые приехали на экскурсию. Подходит ко мне, оказалось, испанец и к тому же художник, спросивший, кто на портрете. Я ответил ему на смеси абракадабры слов из разных языков, что это жена фюрера Ленина. Объяснил, что снимается кино о войне. Вообще для туристов эта экскурсия, думаю, надолго запомнится. Ведь они увидели декорации разведшколы Абвера – вышки с часовыми, колючая проволока, флагштоки с немецкой свастикой. И, видимо, как коллега коллеге от всего увиденного испанец произнес: "Гроссо, комплименто!" А во второй – немецкой части сериала я нарисовал портрет Гитлера, тоже, кстати, гротескно.

— Работа художника в немецкой части чем-то отличалась от советской?

— Для немецкой натуры я старался следовать стереотипу, что немцы аккуратны и старательны, поэтому решил шрифт использовать готический, всюду разместив таблички в немецкой разведшколе: "овощехранилище", "столовая", "кухня", "посуда", "инвентарь" на немецком языке. Режиссер в первую минуту даже испугался, увидев множество немецких слов, выполненных в зловещем готическом стиле. А для советских надписей я представил того, кто мог бы написать в тридцатые годы вывески в деревенской глуши, поэтому и писал левой рукой, чтоб соответствовать духу того времени. На съемочной площадке поверили, что все сделано непрофессионалом.

— Но не только вывески попали в кадр, Вы попробовали себя в качестве актера. Как это получилось?

— Я очень хотел хотя бы обозником сняться, но забот выше крыши, и про свою мечту забыл. И однажды ко мне подходит ассистент режиссера по актерам и говорит, что у меня выразительное лицо, которое им подходит. Мне предлагают сняться в "нарезке", когда мелькают кадры – Апостол боксирует, он же чинит радиоприемник, он же стреляет и вскрывает сейф. Меня с утра загримировали, выдали сапоги, очки с диоптриями, пиджачок, кепку восьмиклинную. Даже под ногти краску загнали. Выдали разобранные замки, железяки всякие. По сценарию я должен был главного героя научить вскрывать сейф. Но я-то думал, что все молча произойдет, а меня вызвали на площадку, мол, говори. У меня все внутри оборвалось, мысли в сумбуре – что говорить, как говорить? Что-то экспромтом родилось, я уже весь в поту, а оказалось, что это репетиция. Второй раз я еще больше растерялся, на оператора смотрю, а у него на лице написано: мол, кого мы взяли? Я сам себя быстро настраиваю: либо, Саня, ты попадешь в кино, либо нет, сейчас от тебя зависит. Взял в зубы папиросу и показал образ специалиста, обласканного НКВД – гордого, влюбленного в свое дело. Хотя знаю, что настоящие артисты не прячутся за детали, чтобы лицедействовать. Мотор! Камера! Снято! А по поводу правдивости сюжета режиссер сказал, что мы не обязаны демонстрировать инструкцию по вскрытию сейфа. Зато на следующий день вся съемочная группа жужжала, что художника сняли! Того самого, что неразговорчивый, а тут как себя проявил! В тот день снимались Миронов и Фоменко, но разговоров о моем дебюте было больше всего.

— Какое у Вас впечатление от игры известных и популярных актеров?

— До встречи с Евгением Мироновым я понимал, что он гениальный актер. Мне очень нравится его работа в фильмах "В августе 44-го", "Охота на Пиранью". В сериале "Апостол" все держится на его игре. Однажды декоратор Таня Новикова, проработавшая в кино целую эпоху, мудро заметила, что зритель будет смотреть только на Миронова. Вся работа декораторов, художников мелькает и становится незаметной на фоне игры актеров. Столько сделано другими людьми, но в итоге запоминаешь только Евгения Миронова, Николая Фоменко, Дарью Мороз.

— Зрителям еще предстоит увидеть продолжение сериала, но так хочется забежать вперед и узнать, выполнит ли свою миссию Апостол во вражеском стане?

— В сценарии так все закрутили, что миссия окажется многогранной. Никогда не догадаетесь, кто настоящий Гельдрих. Все напоминает историю о несуществующей конторе "Рога и копыта", но лучше набраться терпения и досмотреть сериал до конца.