ЮРИЙ МОРОЗ: ЧЕМ БОЛЬШЕ МОЗГОВ ВЛОЖЕНО В КИНО, ТЕМ ЛУЧШЕ

stars.glavred.info
29.02.2008

Захватывающий экшн-сериал "Апостол" на "Интере" с участием Евгения Миронова и Николая Фоменко собирает у вечерних телеэкранов миллионы украинских зрителей. Удастся ли его героям выполнить опасную военную операцию, смогут ли они выжить, увидятся ли с любимыми – все это режиссер Юрий Мороз держит в секрете. Зато раскрывает множество любопытных подробностей со съемочной площадки!

— Чем Вас привлек проект "Апостол"?


— Во всей этой истории меня привлек интересный сценарий и возможность поработать с Женей Мироновым.

— До этого Вам уже приходилось работать в исторических фильмах о войне?

— Приходилось в качестве продюсера, а вот как режиссер – впервые.

— Как изучали эпоху Второй мировой?

— К счастью, для этого существуют художники-постановщики. Они в большей степени должны владеть материалом, ведь они глубже в нем находятся. Режиссеру важно другое: отследить, чтобы было все правильно в игре актеров. Тебе приносят материал фактический и исторический, а дальше ты приходишь с неким пакетом знаний и заданий к съемочной команде: художник-постановщик и художник по костюмам "вгрызаются" в эпоху, артист – в роль. Кстати, в самом начале работы с актерами режиссер знает про роль больше, чем они, но потом, в конце проекта – все уже совсем наоборот.

— На съемках происходило что-то из ряда вон выходящее?

— В таких случаях я говорю: "слава Богу, ничего не происходило", потому что разное бывает. У меня один раз (но не на этом проекте) мальчик упал с потолка павильона. Малоприятно, но, слава Богу, остался жив. На съемках "Апостола" был любопытный момент... Снимали эпизод, где Миронов с компанией захватывают поезд – это довольно интересная и сложная съемка, мы работали и с каскадерами и без них, и все это на ходу. Миронов работал без каскадеров, представьте себе – народный артист как зайчик прыгал по крыше движущегося вагона, а параллельно ехала группа на таком же движущем электровозике и все это снимала. К счастью, все остались живы и невредимы.

— А что Вы снимали в Праге?

— Большую гостиницу, улицы "под Берлин", скажем так – все, что в "Апостоле" не связано с Россией. Берлин того времени пришлось снимать в Праге, потому что в Берлине собственно от "старых добрых времен" ничего не осталось...

— Слышала, Вы снимали и в русском монастыре.

— Да, это было принципиальное решение снимать в монастыре разведшколу. Наш фильм не зря называется "Апостол". Одна из важных тем, заложенных в нем – это столкновение православной веры и фашизма. Нашего главного героя по жизни движет вера. Он с одной стороны борется с идеологией советской, с другой – с немецкой, но победить ему позволит только вера православная. Поэтому апостолы Петр и Павел постоянно присутствуют в картине.

— С работой в святых местах всегда связано много различных особенностей.

— Монастырь, который мы снимали в городе Кирилове, давно работает как музей. Мы договорились не мешать той его части, которая принадлежит церкви – они относились с пониманием к нам, а мы к ним.

— Завершающую часть ленты снимали в Тунисе, как проходили съемки в экзотических местах?

— Довольно трудно. Съемки за рубежом – это всегда сложно. Там есть свой продакшн, который осуществляет подготовку процесса, многое от тебя не зависит, и это главная проблема. Потом – сжатые сроки из-за бюджета, снимали от зари до зари, если кто-то и успел искупаться в море, то хорошо, а вообще насладиться красотами времени не было. Все просто с ног валились и старались максимально отработать то, что нужно, тем более были изменения в сценарии: буквально на ходу какие-то вещи придумывались и переделывались. За время съемок сюжет начал жить своей жизнью и диктовал какие-то перемены. Даже на этапе финальной съемки пришлось что-то изменять, исходя из материала, который был уже снят.

— И в какую сторону ушел сюжет?

— Если я Вам это расскажу, то Вы поймете, чем кино закончилось – придется раскрыть, кто главный злодей. А так до последних 5 минут будет непонятно, кто это. Поверьте, до последних 5 минут!

— Каков бюджет фильма?

— Это тайна, покрытая мраком. Большой, очень большой.

— Вы говорили, что все актеры выполняют трюки сами, а были ли наряду с этим использованы какие-то спецэффекты?

— Нет, компьютер не использовался, вернее, он был нужен нам исключительно в тех случаях, когда требовалось "затереть" провода, афиши, вывески – все современное. В общем, чтобы на заднем плане новые "бумеры" не ездили. За этим приходилось следить.

— В "Апостоле" бок о бок работают такие звезды, как Николай Фоменко и Евгений Миронов. Хорошо ли они уживались на съемочной площадке, не сложно с ними работать?

— Нет, чем актер профессиональней, тем с ним легче работать – это мое режиссерское наблюдение. И Фоменко, и Миронов работают на конечный результат. Женя точно знает, что он хочет сыграть, единственное, чем ты ему можешь помочь – сказать, как это сделать. Очень много у нас в "Апостоле" тратилось времени на поиск решения и на саму съемку, тут не до проявлений характера. Я считаю, если актер начинает капризничать, значит, он прикрывает свое какое-то неумение, как говорят, "плохому танцору...". В нашем случае такого не было, личные проявления характера остались за пределами съемочной площадки.

— В проекте занята Ваша дочь Даша – Вы часто берете ее в свои фильмы?

— Знаете, в данном случае ее взял режиссер, который начинал этот проект, ко мне это не имело отношения. Я ее беру только в том случае, если роль "ложится" на нее и никогда не возьму ее только потому, что это дочь. Здесь серьезная драматическая роль, и я как режиссер, не как отец, считаю, что она – одна из лучших молодых драматических актрис России, можно сказать, в тройке лучших. ...

— Вам не трудно работать с дочкой на съемочной площадке?


— Нет, абсолютно. А какая мне разница? У меня ведь на площадке не дочь, а артистка.

— Другие не жалуются, что Вы как отец делаете ей поблажки, или наоборот, может, жалуется она?

— Я и от дочери, и от жены требую больше, чем от остальных актеров, им от меня достается по полной. Если с другими я могу где-то согласиться, сказать "хорошо-хорошо", то с этими двумя – нет. И они должны понимать, что мне тоже непросто. Хорошо хоть, что в "Апостоле" работали только с Дашей, жены там не было. С ней я работал в "Точке" и "Женщинах в игре без правил".

— На какое кино Вы ориентировались, снимая "Апостол"?

— Его сравнивают и с "17 мгновений весны" и с "Щит и меч". Я, наверное, соглашаясь с Женей Мироновым, выбираю "Щит и меч". Но у нас история с засланным агентом в таком ключе "перелопачена", что есть мелодраматический аспект, а шпионские страсти как бы на втором плане. Основной посыл – герой случайно попадает в силу обстоятельств. У него есть брат-двойник из-за которого это все и закрутилось, и он вынужден играть роль брата. Он делает это из-за своей семьи, потому что на кону жизнь его жены и ребенка. Он делает это ради них, и поэтому мелодраматический аспект здесь намного сильнее, чем в фильме "Щит и меч". ...

— Что Вы считаете самым важным в фильме: сюжет, игру актеров, может, музыку?


— Кино – вещь коллективная, поэтому чем больше мозгов туда вложено, тем лучше. Я прихожу на площадку рассказать, как снимать, куда ставить камеру, как свет ставить, как артисту текст произносить. Дальше начинается сотворчество. Это когда артисты вносят свое, оператор – свое, композитор потом добавляет свое. Хотя, если расставлять приоритеты, для меня так: самое важное – сценарий, потом артист и дальше...

— А что самое важное в "Апостоле"?

— В "Апостоле" зрителя будет держать сюжет и трио "Миронов-Фоменко-Даша Мороз". Вот такой треугольник. На отношениях Миронов и Фоменко держится сюжетная канва, а отношения Даши и Жени – это уже любовная линия. Сплетение этих двух параллельных линий и станет главным в картине.