СЪЕМКИ "АПОСТОЛА" СТОИЛИ МИРОНОВУ ШЕВЕЛЮРЫ

Газета "Аргументы и факты"
01.04.2008
Юрий Геворкян
(по материалам пресс-конференции)

7 апреля в эфир Первого канала выходит многосерийный фильм "Апостол" о противостоянии советской и фашисткой разведки во времена Великой Отечественной войны. Фильм уже прошел в эфире в Белоруссии и доступен на DVD в России (именно для того, чтобы избежать потока "пиратской" продукции из Белоруссии), но в руководстве Первого канала это никого не смущают. Ведь аудитории DVD-любителей и поклонников вечернего эфира на Первом, по мнению создателей ленты, практически не пересекаются.

Этот увлекательный шпионский триллер основан на судьбе двух братьев-близнецов, пути которых драматически разошлись во время Великой Отечественной войны. Один из них, Павел, был арестован и попал в лагеря по подозрению в том, что помог своему отцу бежать от НКВД. Второй, Петр, связался с ворами, угодил на фронт и попал в плен, а в плену вступил в школу диверсантов Абвера. При выполнении первого своего задания в советском тылу он попал в руки контрразведке и погиб при попытке к бегству. Тут-то в контрразведке и вспомнили про его брата-близнеца...

Телефильм получился масштабным и по-настоящему эпическим. Что неудивительно, ведь на его создание ушло около двух лет. Отчасти причина еще и в том, что начинал его один режиссер, а доснимал и доводил до ума уже другой – Юрий Мороз.

— Первый режиссер, который взялся за "Апостола" – очень талантливый, способный человек. Но, к сожалению, не очень подкован по производственной части. Ну, не получилось у человека наладить производство так, как этого требует кинопроцесс. Но спасибо Юрию Морозу, который помог нам, – сказал Сергей Даниелян, генеральный продюсер "Централ Партнершип", компании, снявшей "Апостола".

Впрочем, и Юрию Морозу пришлось столкнуться с трудностями, которые возникают при съемках масштабных исторических фильмов.

— Поездить, конечно, пришлось по всей стране. Подмосковье, Псков, Кириллов, где мы снимали знаменитый Кирилловский монастырь, Вологодская область. Забирались в глубинку, чтобы найти натуру максимально близкую к тому времени. У нас ведь как, стоит отъехать от Москвы – военная и послевоенная разруха не такая уж редкость. Значительною часть снимали в Белоруссии – там много военной техники, необходимой для съемок. Так уж сложилось, что достать нормальную технику сейчас очень сложно. Восстанавливать что-то с нуля очень дорого. Легче использовать то, что еще осталось с военных времен. Но и с этим бывают проблемы. Допустим, у нас в стране всего несколько настоящих паровозов, плюс несколько еще в Белоруссии. А транспортировка такой махины, да еще и с обслуживающим персоналом стоит примерно $100 тысяч!, – сказал Юрий Мороз.

Тяжело на съемках пришлось и исполнителям главных ролей, Евгению Миронову (он играет близнецов с "апостольскими" именами Петр и Павел) и Николаю Фоменко (капитан НКВД). Например, актерам пришлось самим выполнять часть трюков. Иногда это заканчивалось курьезом, а иногда и серьезной травмой.

— Есть в фильме один эпизод в поезде, где я кидаю в вагон гранату, оттуда – взрыв, огонь. И я должен вовремя отвернуть голову. И вот я отворачиваюсь, а порывом ветра пламя сносит прямо мне на голову. Я-то ничего не почувствовал, зато увидел вытянувшиеся лица всей съемочной группы. Оказывается, мне спалило все волосы на голове, вообще все. Так и пришлось досниматься с наклеенными, свои потому что очень долго отрастали. ... – рассказал Евгений Миронов.

Миронову вообще пришлось играть двух абсолютно разных близнецов: один из них – интеллигентный очкарик-учитель и семьянин, второй – татуированный вор и рецидивист. Так что готовиться актеру пришлось основательно.

— Вообще зрителям, наверное, больше понравится брат-негодяй. ... Но и к роли этого персонажа пришлось готовиться больше. Я пообщался с человеком, который, скажем так, большой спец в лагерной тематике и бандитских порядках. У него я, например, позаимствовал привычку цокать "фиксой" в те моменты, когда мой персонаж волнуется. Ну, и, конечно, пришлось овладеть ненормативной лексикой. Сложновато было, но потом так вошел во вкус, что режиссеру меня даже пришлось присмирять, напоминать, что такое Первый канал в эфир не пропустит.

Николаю Фоменко также пришлось поработать над речью своего героя – в фильме у него есть эпизоды на немецком языке.

— Ну, всего пара маленьких эпизодов, было не очень сложно. Я немецкий еще в институте учил, хотя сейчас по-немецки могу сказать только номер школы и фразу "Я люблю тебя". А вот мои одногруппники – они в оригинале Гете читают так, что я просто заслушиваюсь, – сказал Фоменко.

Несмотря на то, что съемки были сложными и выматывающими, оба актера, по собственному признанию, получили удовольствие от работы. Удивление много повидавших на съемочной площадке звезд вызвал кропотливый подход создателей ленты к работе.

— Знаете, я снялся в паре телепроектов и после этого уже решил завязать с ними, но "Апостол" – это совершенно другое. Меня изумило, что продюсеры создавали его не как многосерийный фильм, которые у нас штампуют, а как настоящее кино. У нас были эпизоды, которые нужно было снимать зимой. Значит, и снимали мы их зимой, чтобы в кадре все было настоящее. Все детали соблюдались. С расходами тоже не считались. Задача стояла сделать настоящее кино, – рассказал Миронов.

— Это шпионский фильм, приключенческий. Но в то же время это фильм о человеческих отношениях. О том, что важнее их ничего нет. Персонаж Евгения подчиняется условиям НКВД, чтобы помочь семье. Мой герой делает это все ради отца. Просто тогда люди называли семью Родиной. Да и нет у нас в стране человека, семью которого война не задела. У меня вот в семье – половина сидела как враги народа, половина – воевали на фронте, – сказал Фоменко.