"ВИШНЕВЫЙ САД" СТО ЛЕТ СПУСТЯ

Чехов: "Вишневый сад"
02.10.2006
Джеймс Лоулин

Интересно, что многие из самых ярких постановок этой пьесы, идущих в Москве и Санкт-Петербурге, были созданы нерусскими режиссерами из бывших советских республик. Литовец Эймунтас Някрошюс и эстонец Адольф Шапиро оба поставили "Вишневый сад" в Москве в год его столетнего юбилея, 2004. Постановка Някрошюса идет 6 часов и демонстрирует ту самобытную, детализированную изобретательность, которой известен этот режиссер. Согласно Джону Фридману из "Московского Таймса", "Эту работу не спутаешь ни с чьей. Импровизации актеров, которые преобразовываются в самостоятельные мини-драмы, неожиданные визуальные метафоры, вовлекающие реквизит, подобная урагану энергия молодых актрис, носящихся по сцене – все это Някрошюс привнес в свою российскую версию "Вишневого сада"."

В самом начале спектакля Фирс, по необъяснимым причинам, медленно сбрасывает со стула десяток пальто. Раневская (Людмила Максакова) входит и ложится, словно труп, и ее уносят, как на похоронах. Она остается призраком на протяжении всего спектакля, поглощенная собственным горем и комплексами. Евгений Миронов сделал Лопахина угрожающей фигурой из Москвы времен Путина: "Парень вам, конечно, понравится – будущий гангстер с задатками магната, уродливый символ новой жизни в России". Остальные персонажи больны и обречены. Сам сад состоит из кучи флюгелей, и в конце действия все герои оказываются загнанны в него, как зайцы на охоте.

Костюмы выдержаны в серых и коричневых тонах, главные декорации состоят из "двух грязных сооружений, которые могут быть чем угодно, от безымянных могил до полицейских будок". Дисгармоническое звуковое оформление начинается с похоронного марша Малера и включает пронительный стрекот кузнечиков – этакое ироничное подмигиванье в сторону Станиславского. Танец в начале третьего акта напоминает адскую вакханалию в стиле Иеронима Босха, исполняемую калеками, монстрами и ведьмами.

Спектакль пропитан страхом перед жизнью в новой России, по словам Аркадия Петрова: "Эймунтас Някрошюс в свой драме о вишневом саде вверг нас, зрителей, в настоящую пучину ужаса, показав, как схоже было начало прошлого века в России с началом нынешнего и как похожи "мы" на "тех". А поскольку сегодня хорошо известно, что стало с "теми", то не исключено, что и нас ждут катастрофы, происшедшие при участии и попустительстве новых раневских, гаевых, лопахиных и трофимовых и приведшие к глобальному выигрышу лакеев Яш".


[Перевод Светланы Шиковой для Официального сайта Евгения Миронова]