УХОДЯЩАЯ НАТУРА

Газета "Киевские ведомости" №668
16.12.2003
Татьяна Гамалей

В рамках Международного Рождественского фестиваля на сцене театра "Глобус" был показан спектакль "Вишневый сад" в постановке литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса, отразившего чеховскую многозначительность в масштабной художественной форме.

Спектакль Някрошюса идет пять часов, с тремя антрактами и четырьмя действиями. Это весомо, и от "Вишневого сада" остается ощущение глобальности: на твоих глазах совершается переустройство мира. В роли Лопахина – Евгений Миронов, Раневская – Людмила Максакова, Гаев – Владимир Ильин, Фирс – Алексей Петренко, Шарлотта Ивановна – Ирина Апексимова, Аня – Юлия Марченко, Варя – Инга Стрелкова-Оболдина, Дуняша – Анна Яновская и другие. Имена все известные, но никто своей звездностью не прикрывается. Силы не экономят и играют по-настоящему – а иначе удержи публику пять часов.

Каждый актер максимально существует в своем образе, который продуман до мелочей. Лопахин здесь разумный и взвешенный, к тому же приятной наружности. Он убедителен: Миронов умеет говорить так искренне, так от души. Старшая, трудолюбивая Варя ходит с сутулой спиной, в черном наряде – такая рабочая лошадка. Младшая Аня – наивная и экзальтированная, без конца таращит глаза, мечется по сцене, машет над головой руками, как будто слегка не в себе. У Ирины Апексимовой роль небольшая и с трюками на грани фола. Во время одного из своих монологов – "Кто я, откуда я?" – она отталкивает от себя детскую коляску, та катится на скорости почти до края сцены – того и гляди упадет на зрителя, но каждый раз актриса успевает ее обогнать и остановить спиной. А фокус с картами, который она показывает Гаеву! Руки мельтешат вверх-вниз, потом вытаскивается условная карта. В спектакле вообще много метафор: Яша, испуганный выстрелами Епиходова, залезает в гимнастические кольца и неловко висит посреди сцены, Лопахин, пытаясь убедить Раневскую с Гаевым принять деловое решение, захватывает их шеи руками – все, мол, кольцо сужается. Раневская дает золотой попрошайке-прохожему, а он раз – и тиснул костер (унес связанную гору веток), и все греют руки на пепелище.

Но "Вишневый сад" у Някрошюса очень уж истеричный. Все кричат, мечутся по сцене, машут руками – на это отводится много места. Налицо конфликт между жизнью старой и новой, господа не хотят жить по-другому, даже погибая. Это очевидно. Но все-таки, почему режиссер решил сделать такой длинный спектакль?