САД ВЕЛИКИХ ЧУДЕС

"БелГазета" №49
22.12.2003
Андрей Курейчик

Что это? Когда организаторы фестиваля "Открытый формат" объявили о приезде спектакля Эймунтаса Някрошюса по великой пьесе Чехова с Мироновым, Максаковой, Ильиным, Петренко и Гординым в главных ролях, в это мало кто поверил. Настолько несбыточной мечтой казалось увидеть в Минске их всех в совместной работе. Увидели. И стало понятно, что, если бы фестиваль состоял только из одного этого спектакля, все равно он бы стал главным театральным событием года в Беларуси.

Эймунтас Някрошюс – ныне в мире режиссер номер один. ХХ век породил множество талантливых режиссеров, но эпитет "гений" доставался единицам: Станиславский, Вахтангов, Мейерхольд, Стреллер, Любимов, Фоменко, Васильев и Някрошюс. Каждый из них создал свое особое направление в театре, которое затем было подхвачено и развито другими режиссерами. В случае с Някрошюсом прибалтийский метафорический театр стал не только лицом литовского искусства, но и настоящим мировым брендом.

Литовский гений известен тем, что крайне неохотно ставит за рубежом. В Вильнюсе у него есть свой театр – "Мено Фортас", актеры которого боготворят своего мастера и готовы исполнять любые его режиссерские фантазии. Тем не менее Международный фонд им. Станиславского в преддверии столетия со дня смерти Чехова предложил поставить спектакль в Москве, пообещав любых актеров, какие только могут ему понадобиться. Някрошюс подумал и согласился.

Драматургия. Пьесу Чехова "Вишневый сад" знают все. Ее проходят в школах, иногда ее ставят в театрах, есть замечательные экранизации. Многие фразы из нее стали афоризмами. Мне кажется, следует обратить внимание на тот факт, что, написав пьесу о проблемах своего поколения, своего социального слоя для конкретных актеров молодой МХАТовской труппы, Чехов создал произведение, которое считается эталоном современности вот уже сто лет.

Режиссура. Уровень режиссера во многом определяется качеством его образного мышления. Спектакль Някрошюса смотреть очень сложно, потому что уровень его мышления просто недосягаем. Любой образ своего спектакля он доводит до состояния метафоры, а метафору – до знака. Любой спектакль Някрошюса – это зашифрованное послание зрителю, которое надо разгадывать каждую секунду. Литовец не заигрывает со зрителем, не пытается быть понятным, интересным, иногда просто идет против очевидных законов восприятия. Смотреть спектакль Някрошюса можно только в том случае, если ты полностью и безусловно принимаешь правила его игры. Так строится "Вишневый сад". Первым актом, невероятно мучительным и длинным, Някрошюс словно проверяет зрителя, вынуждая всех, кто ему в зале не нужен, просто уйти. Зато когда остается его зритель, преданный, испытанный, – начинается настоящее театральное чудо, которое заканчивается настоящим катарсисом.

Плюсы. Великолепный актерский ансамбль. Роль Раневской в исполнении народной артистки СССР Людмилы Максаковой стала настоящим откровением. В течение пяти с половиной часов 70-летняя Максакова, словно балерина, виртуозно чертит сложнейший пластический и психологический рисунок роли. До боли в сердце трогателен Фирс – Петренко, в большой грузинской кепке. Очень точно играет Ильин. Ну и, конечно, любимец публики – Миронов.

Второй большой плюс спектакля – сценография. Пространство своих спектаклей Някрошюс всегда придумывает сам, а воплощают эти идеи его сын и жена. Лес палок с деревянными флюгерами на заднем плане, несколько стульев, два столба, два гимнастических кольца, которые то воплощают луну, то превращаются в чеховское пенсне, странная связка стульев, фрагмент лестницы... Все просто, образно и очень талантливо.

Минусы. Не уверен, что мы их увидели.

P.S. Ставить оценки этому спектаклю нет смысла – они за рамками нашей традиционной шкалы.