ДУША ПРОТИВ КОРПОРАТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ

wans.com.ua
07.12.2010

Уикенд с Театром Наций: "Метод Гренхольма", "Рассказы Шукшина", "Письма к Фелиции" Московский Театр Наций под руководством Евгения Миронова приезжал в Киев весной. И уже тогда (привозили "Шведская спичка" и "Рассказы Шукшина") организаторам стало понятно: совсем скоро этот театр надо будет везти сюда снова, и снова показывать "Рассказы Шукшина". Во-первых, из-за невероятных оваций, которые устроили спектаклю киевляне, а во-вторых, потому, что исполнительница главной роли Чулпан Хаматова весенний вояж в Украину пропустила.

В первые дни декабря Киев снова встречал Евгения Миронова и его актеров. Четыре дня, три спектакля на разные вкусы, на сцене – обещанная Чулпан Хаматова, а также Сергей Чонишвили, Виктория Толстоганова, Игорь Гордин и, собственно, Евгений Миронов.

Драму на злобу дня "Метод Гренхольма" по пьесе испанского драматурга Жорди Гальсерана поставил болгарский режиссер Явор Гырдев. Одним из заочных соавторов этого спектакля является всемирно известный британский художник Дэмиен Херст – копия его знаменитой акулы в формалине стала отправной точкой не только сценографии, но и спектакля в целом. Историю, вокруг которой объединились представители разных стран, сегодня можно наблюдать в офисе любой компании, независимо от географии. На собеседование приходят четыре претендента (Игорь Гордин, Виктория Толстоганова, Сергей Чонишвили, Максим Линников), мечтающие о должности топ-менеджера. Впоследствии выясняется, что кто-то из этих соискателей – представитель работодателя, который должен оттестовать будущего работника до мельчайших деталей биографии и характера. Закрутив спектакль как детектив, актеры должны были выполнять различные задания из конвертов, мгновенно реагировать на неожиданные повороты сюжетов – режиссер плавно переводит его в жанр психологического триллера с элементами душевного садо-мазо. В финале выясняется, что настоящим претендентом на вакантную должность был лишь герой Чонишвили, а три его визави – психологами компании, которые, руководствуясь корпоративными интересами, очень искусно, без намека на человеческую порядочность "отбраковали" соискателя, который не прошел тест. А то, что при этом было растоптан человек – так жизнь сейчас такая. Сегодня человек человеку даже не волк – акула.

Два подряд вечера были отданы "Рассказам Шукшина". В этом спектакле, который справедливо можно назвать антиподом "Метода Гренхольма", душа человеческая – на первых позициях. ... Сценографический минимум здесь имеет особое предназначение: оставить максимум пространства для мысли литературного произведения и блестящих актерских работ. Репетируя спектакль, режиссер Алвис Херманис признался, что чувствует себя музыкантом, которому дали поиграть на скрипках Страдивари и Гварнери. И актеры это сравнение душевно отрабатывают в каждом спектакле. Главные роли почти во всех десяти рассказах исполняют Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Смотреть на перевоплощения Евгения Миронова – интеллигент-самоучка Андрей, на скрытые от жены деньги купивший микроскоп, гармонист дед Ганя, тракторист Сергей, который, послушав товарищей, приобрел своей жене сапоги аж за 65 рублей, балагур Николай Паратов, демагог Глеб Капустин – одно удовольствие. Никаких повторов, ни одной похожей интонации, все обиды совершены в микропаузе, в реплике. Миронов даже матерится на сцене так, что понимаешь: без этого слова именно в этом месте спектакль бы не состоялся. А Чулпан Хаматова! Если вам кто скажет, что это ярко выраженная трагическая актриса, и в доказательство своих слов добавит "Ах, какие у нее глаза!" – не верьте. Точнее, верьте, но не до конца. Потому что этот человек точно не видел Чулпан Хаматову в комедийных ролях спектакля "Рассказы Шукшина".

"На десерт" Театр Наций подавал спектакль "Письма к Фелиции", который поставил питерский режиссер Кирилл Сбитнев. Три актрисы рассказали историю о любви Франца Кафки и Фелиции Бауэр. И попутно напомнили, что Театр Наций старательно придерживается своего неофициального девиза: "Молодым всегда у нас дорога". В результате его репертуар выглядит не только привлекательно за счет звезд первой величины, занятых в постановках, но и сбалансировано.