БЕЗ РЕВИЗИИ ВРЕМЕНИ

Журнал "Профиль" №13
27.03.2010
Светлана Агрест-Короткова

Киев посетил знаменитый Театр Наций из Москвы, которым с 2006 года руководит один из лучших, самозабвенно преданных профессии актеров, Евгений Миронов. Да не с одним, с двумя спектаклями – это уже почти полноценные гастроли.

Театр этот, не имеющий аналогов в современной театральной культуре, был создан в 1987 году под названием Театр Дружбы народов. У него даже было свое отделение в Киеве, благодаря которому наши зрители видели не один шедевр – от постановок Роберта Стуруа и Эймунтаса Някрошюса до Питера Брука. В 1991-м театр получил свое нынешнее название и по-прежнему осуществляет культурную миссию по связям между странами, по сохранению единого международного театрального пространства.

Евгений Миронов называет свой коллектив "центром, где воспитывается новое поколение театра". Здесь постоянно представляют лучшие отечественные и зарубежные спектакли всех жанров и направлений и продюсируют собственные постановки, предоставляя сцену и мэтрам мировой режиссуры, и подающим надежды молодым экспериментаторам.

Спектакль по рассказу А. Чехова "Шведская спичка", который инсценировал и поставил Никита Гриншпун, стал обладателем премии "Хрустальная Турандот" задолго до юбилейного чеховского года. Постановщику удалось не только глубоко ощутить сарказм своеобразного юмора классика, но и заворожить зрителя неоднозначностью чеховской прозы. Условность театрального действа основана на полифоничности отдельных партитур. Также сценографии Ксении Шимановской, использующей в оформлении задника и кулис шедевры мировой живописи, умело подсвеченные, а иногда отдельно выхваченные светом, они погружают зрителя в фантасмагорию поисков мнимых убийцы и трупа. Веселый задор молодых актеров, равно обладающих и великолепными вокальными данными, и умением играть на различных инструментах, и выразительной пластикой, создает непередаваемую театральную атмосферу, где театр становится мощным аккумулятором жизненной энергии. Павел Акимкин с равной непосредственностью, но разными инструментами играет потешного, вертлявого Николашку и степенную Лошадь; вкусно жизнерадостная Юлия Пересильд, Роман Шаляпин, Евгений Ткачук и все-все-все – стали в прямом и переносном смысле аниматорами классики, давно застывшей в старых школьных учебниках.

Спектакль "Рассказы Шукшина" в постановке "документалиста" от театра, знаменитого латыша Алвиса Херманиса, уверенна, стал потрясением как для читавших, так и не читавших так рано ушедшего Василия Шукшина. И не потому, что со ставок задника на нас, прищурившись, взирают сегодняшние жители села Сростки, Алтайского края. А потому, что режиссер и актеры, заранее отказавшись от "развесистой клюквы", сделали "глубокое погружение" в жизнь села и его обитателей и раскрыли живые, современные тексты Шукшина. Доказав, что любовь, тоска, зависть, преданность и честь не поддаются ревизии времени, если написано это искренно и талантливо. Очень сложный физически для актеров спектакль, где мгновенная перемена образов диктует сиюминутное не только внешнее, но и психофизическое переключение, не разрывает действие на отдельные эпизоды, а лишь прибавляет точные штрихи к рисунку человеческого бытия. Евгений Миронов скрупулезно точный в каждом из своих образов – от задохнувшегося от нежности к жене сорокапятилетнего шофера из рассказа "Сапожки" до воинствующего псевдоинтеллектуала из рассказа "Уел"* – ни на йоту не выпадает из гармонично звучащего актерского ансамбля. Великолепно ведут свои партии уже знакомый нам Павел Акимкин, разноликая Юлия Пересильд, завершающая спектакль в роли скорбной Немой, Юлия Свежакова, превращающаяся в игривую и эротично обнимающую пловца Катунь. Театр Наций вернул нам Писателя, а заодно – и веру в Жизнь.

В планах театра полноценные гастроли в Киеве в декабре. Будем ждать.

*ПРИМ. САЙТА: Видимо, имеется ввиду рассказ "Срезал".