"ВИШНЕВЫЙ САД" НА ТАГАНКЕ

"Независимая газета"
12.09.2003
Григорий Заславский

Спектакль Эймунтаса Някрошюса возрождается на сцене "Содружества актеров Таганки"

Сцена "Содружества актеров Таганки", увы, давно уж стала пристанищем для самых непритязательных московских антреприз. Невероятные технические приспособления, придуманные когда-то лучшими театральными архитекторами, так, кажется, и остались невостребованными. Но – чу! Здешней театральной разрухе приходит конец, во всяком случае – короткая передышка: именно на этой сцене решено было заново высадить "Вишневый сад" Някрошюса, премьеру которого первые зрители смогли увидеть летом, в июле, на сцене только-только открывшегося Культурного центра СТД на Страстном. С сентября эта площадка отдана под разные более или менее камерные театральные эксперименты (в частности, 14 сентября откроют сезон "Кислородом" Ивана Вырыпаева), а для Някрошюса подыскали конгениальное его масштабному замыслу пространство.

Летом было обещано, что перед осенними показами произойдут некоторые существенные переделки. Но на продолжительности спектакля эти перемены как-то не отразились: во избежание недоразумений (вроде опозданий на последний поезд метро) начало спектакля назначено на 18.00 (напомним, что летом спектакли заканчивались за полночь, поскольку каждое действие длится у Някрошюса час-полтора, плюс три антракта – после каждого из четырех чеховских актов).

Долго? Наверное, но испытание того стоит. Спектакль Някрошюса скучен там, где он скучен, но там, где хорош, он не просто хорош – он гениален. Несколько ролей на летних показах не удались исполнителям, а возможно, что и сам Някрошюс был не особенно внимателен к мелочам, ведь и в тех спектаклях, которые он поставил в родном ему вильнюсском театре "Мено фортас" (в московском проекте партнером "Мено фортас" стал Международный фонд Станиславского), постановщик интересовался и занимался двумя-тремя главными ролями, выдуманными, выстроенными до мелочей. А эти мелочи, вероятно, сочинились и выстроились в его гениальной литовской голове задолго до первой встречи с актерами. Было не слишком-то интересно наблюдать за тем, что там такое показывает и делает Шарлотта, слушать, что скажет Яша или даже Фирс, которого у Някрошюса сыграл Петренко и потому поверить в то, что такой мощный старик остановится перед запертой дверью, конечно, нельзя.

Но даже те, кто не был в восторге от спектакля Някрошюса, отдали должное Людмиле Максаковой – Раневской, Инге Стрелковой-Оболдиной – Варе и, конечно, в первую очередь – Евгению Миронову, который сыграл Лопахина. Страшный, невыносимый для уха свист в финале третьего чеховского акта, свист, от которого Лопахин пытается спрятаться, укрывая голову полой пальто, у Някрошюса заменяет звук лопнувшей струны. В финале у всех на головах – заячьи уши. Дом не запирают – его взрывают, а все герои, как зайцы, тихо и терпеливо ждут закланья. Эта метафора – пожалуй, из самых очевидных. Другие разгадывать интересно, однако же Някрошюс умеет сочинять свои метафоры и "картины" таким образом, что восхищение остается независимо от понимания или непонимания.

"Вишневый сад", что немаловажно, – первая работа Някрошюса на "театральной родине". Он учился в ГИТИСе, в Москве его любят, но никогда до сих пор он не работал с российскими актерами.