НЯКРОШЮСОФИЛИЯ И НЕ ТОЛЬКО

Журнал "Профиль" №47
15.12.2003

... Здесь очень стоило бы вспомнить еще один спектакль Някрошюса – "Вишневый сад" с Евгением Мироновым в роли Лопахина. Формально он числится премьерой прошлого сезона (и на этом основании участвует в юбилейной "Золотой маске"), но по-настоящему – на большой сцене, с нормальным светом – он был сыгран лишь нынешней осенью. Только осенью по-настоящему заработало второе действие чеховской пьесы, разыгрывающееся не в интерьере, а в пейзаже, и только теперь высветились достоинства сценографии, простой и умной. Надежда Гультяева придумала для Някрошюса замечательный Вишневый сад: поросль хлипких деревянных флюгеров. Ветра нет, может быть, нет и воздуха: они застыли, беспомощно глядя в разные стороны. У природы больше не осталось сил отстаивать свою бедную честь. Эймунтас Някрошюс первым прочел в "Вишневом саде" личную трагедию Лопахина. Очень простую: Лопахин купил Вишневый сад. Он знает, что прекраснее ничего нет на свете. Он лучше всех понимает: вырубить этот сад – все равно что убить ребенка. Теперь это его ребенок, и он его вырубит. Попытаться сохранить – как? Для Лопахина, капиталиста в первом поколении, вся жизнь – работа, и в ней нет места вещам, существующим для красоты. Если берешь сад, ты должен оставить все прочее, а это человеку не под силу: и Лопахину, и почти любому. Базаров верил в свою максиму: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". (Аркадий Кирсанов мог бы воскликнуть: "Друг Евгений, не говори красиво!") Для Лопахина ясно: труд отдельно, сад – отдельно. Либо – либо. Евгений Миронов гениально играет это трагическое понимание. За эпитет отвечаю: его Лопахин – лучший, какого я видел в жизни. Это великая роль. ...