"ЕЩЕ ВАН ГОГ..."

theatre.ru
Автор рецензии M.X.

Жанр спектакля Фокина – история болезни. Пьеса как таковая отсутствует: сценарная разработка принадлежит самому режиссеру и композитору А. Бакши; диалоги написаны начинающим драматургом И. Савельевым. Мир людей творческих увиден создателями спектакля как мир всевозможных психических аномалий. Процитируем Фокина: "Вспомнились люди, не совсем "здоровые" с точки зрения бытовой логики, но при этом гениальные: Врубель, Федотов, [...] Ван Гог. И всегда – Достоевский. [...] Кому было бы лучше от того, что все эти большие художники были бы здоровы? [...] Болезнь причиняла им массу страданий, но, реализуясь через творчество, все же приносила такие потрясающие результаты. Так что здесь совершенно уместно спросить: а надо ли лечить?"

Экспериментальные театральные исследования Фокина в этой области склоняют зрителя к выводу, что лечить Художника не следует. (Художника с невероятной тратой душевных сил играет Евгений Миронов).

Сценографом А. Боровским выстроена на подмостках больничная палата-клетка, стены которой – мрачные железные панцири кроватей. На них висят, скрючившись, люди, то молча, то время от времени выкрикивая бессвязные словосочетания: "Ультрамарин!", "Таблетки от стресса!" Здесь перемешаны мучительное буйство больных и меркантильные интересы здоровых, пластическое изящество танцев первых и уверенно-захватническая поступь вторых. В какой-то момент на первый план назойливо проглянет тема "Художник, его окружение и презренный металл".

В этом коротком действе много пристального внимания уделено уродливой земной болезни, чуть меньше – талантливому и возвышенному творчеству.