ПРОБЛЕМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ РОМАНОВ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО НА СЦЕНАХ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, 1985-1990-Е ГОДЫ

zexy-999.ru
2002
А. Ли Чин

... В спектакле "Карамазовы И АД" режиссер уже не мыслил себе постановочного решения вне музыки А. Бакши. Композитор создал необыкновенно выразительную конкретность адской атмосферы, тесно связанной с силами Вышними. В процессе действия здесь постоянно звучит неясный звук – то ли смутный ангельский хор Рая, то ли низкое страшное всхлипывание адских грешников (педагог по вокалу – Людмила Бакши). Эта граница не вполне определена, точно так же, как сложно определить в этом спектакле границу между правдой и ложью, светом и мраком, Богом и Дьяволом.

Для создания такой зыбкой атмосферы неопределенности, неуверенности в значительной мере привлекается и световое решение. Когда перед началом спектакля зритель входит в зрительный зал, сразу заметно: здесь что-то не то. В зале почти нет света – только марево холодного темно-синего полумрака, разливающегося от невидимых источников. Тут нелегко даже отыскать свое место, отчего зрители сталкиваются, переспрашивают друг друга, хотя все сразу же начинают говорить шепотом. Препятствие зримой осязаемости смущает нас, напрягает остальные наши органы чувств. В этом полумраке даже естественный шум, который создает зритель, звучит как-то по-другому – страшно, непонятно, словно он долетает откуда-то издалека.

Музыкальная партитура спектакля – полунамек, таинство, фантасмагория – рождает и особое пластическое решение образов, движущихся "рапидно" (как в замедленной форме), прочерчивающих своими телами выразительный узор сновидения. ...