ВОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ ПО КЛАССИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ

Газета "PRO-сцениум"
09.2009
Татьяна Коростелева

В Петербурге продолжается фестиваль "Золотая маска", в афишу которого вошли спектакли-номинанты и лауреаты премии, созданные в России за последние пять лет. ... Открывался фестиваль спектаклем МХТ им.А. Чехова "Господа Головлевы", за роль Иудушки в котором Евгений Миронов и получил "Золотую маску". Накануне артист говорил о волнении перед встречей с петербургской публикой, тем более, что спектакль до этого выезжал из Москвы только единственный раз – на гастроли в Ригу. Сейчас уже можно сказать, что волнение было напрасным, публика, естественно, усыпала своего любимца цветами.

Миронов нашел для своего персонажа неожиданные краски, если в данном случае вообще можно о красках говорить, поскольку этот Иудушка поражает как раз своей серостью, бесцветностью, способностью к мимикрии до полного исчезновения, что с ним и случилось в финале. Как удалось этому извивающемуся червяку добиться власти над окружающими – загадка столь же необъяснимая, сколь и страшная: тирания ничтожества, может быть, самая страшная из тираний. Ханжество и лицемерие героя доведены до высшей точки, в которой елейно-богочестивые речи сталкиваются с богомерзкими поступками, вызывая катастрофические последствия для окружающих. Это высота разрушения, недаром в спектакле рефреном проходит история строительства Вавилонской башни.

Но роль Иудушки Головлева при всем очевидном мастерстве актера, как ни странно, представляется лишенной драматических прозрений и потрясений, резкие душевные сломы достались на долю женской части ансамбля, и здесь первую скрипку играет великолепная Алла Покровская. В ее госпоже Головлевой, матери Иудушки, наглядно воплотилась трагедия распада семьи, чьей крепкой и властной, корневой основой Арина Петровна была долгие годы. Актриса с истинно мхатовским психологизмом, не выпадая при этом из режиссерских гротесков, проходит путь от грозной хозяйки имения, которую боятся все, до безгласной приживалки, которая боится всего.

А вообще из виденных спектаклей Кирилла Серебренникова "Господа Головлевы" представляются, может быть, наименее эпатажным, но самым стройным и цельным сценическим сочинением, проникнутым непритворной болью. ...