СТАРАЯ САГА НА НОВЫЙ ЛАД

kino-teatr.ru
12.06.2006
Яна Чуйкина

Спектакль Кирилла Серебренникова "Господа Головлевы" с точки зрения режиссуры производит неплохое, или, еще лучше сказать, – добротное впечатление. Добротное – в смысле крепкое и профессиональное. При этом нельзя не учитывать того, что действие разворачивается на старой сцене МХАТ им. Чехова, а эта площадка несколько мала для постановки спектаклей, в которых предполагается много действующих лиц и много реквизита. Но, в конце-концов, не будем категоричны, не это главное. Мала сцена или велика, а это МХТ, и лишние билеты выпрашивают уже на соседних улицах.

В очередной раз мы убеждаемся, что Евгений Миронов чрезвычайно талантливый, если не сказать – талантливейший актер нашей эпохи. Он играет роль Порфирия Головлева в крайне оригинальном ключе. Тот традиционный образ Иудушки, который хорошо знаком нам по роману Салтыкова, предполагал юродство, льстивость, пресмыкательство, отчего герой казался жалким. Все эти качества и были воплощены Мироновым, но наряду с тем потрясающим ерническим кривлянием, которое переходит границы самоуничижения и становится полной его противоположностью. Уничижаясь, этот Головлев возвеличивается до немыслимых размеров. И даже нарочито убогие лохмотья Иудушки – это его сильнейший козырь в борьбе со всей семьей. В его окружении не находится никого, кто мог бы бросить ему вызов или предъявить счет.

Многие говорят про стержень, который присутствует у исполнителя роли Иудушки, и думается, что как раз именно этот стержень и позволил Миронову удачно сыграть одну из своих лучших театральных ролей. Внутри Порфирия Головлева тоже есть этот стержень, который в постановочной истории этого произведения до сих пор игнорировался. Никто из исполнителей роли Иудушки не делал акцента на воле и характере героя. Миронов идет по другому пути и в полной мере раскрывается зрителю в конце спектакля, когда его Порфирий разговаривает с Аннинькой. Хитрый и опытный интриган, он морально загоняет свою жертву в угол, откуда у нее уже нет выхода. В персонаже воплощается и концентрируется психология власти, и все поведение Иудушки построено на законах этой психологии.

Миронов много снимается в кино, в театре получает центральные роли. Но до образа Иудушки считалось, что Миронову надлежит играть только положительных персонажей и в героико-романтическом ключе. Порфирий Головлев внес в репертуар Миронова благодатное разнообразие. Жаль только, сам актер настолько пропитался Иудушкиными привычками, что публично объявил – он отныне снова играет только протагонистов, подонков – никогда.

Спектакль поставлен очень динамично, и даже некоторый налет истерии, присутствующий особенно в первом действии, его не испортил. Серебренников хотел, чтобы действие было как можно больше похоже на сам роман, и ему это удалось. Все первое действие скрупулезно и педантично передает нам чуть ли не каждую букву этой семейной саги. Правда, во втором действии режиссер допускает вольность по отношению к русской классике, но зато становится, наконец, понятен его замысел.

Что касается игры других актеров, то особенно радует зрителей Сергей Сосновский. Он играет отца трех сыновей и мужа Арины Головлевой. На протяжении спектакля создавалось впечатление, что Сосновский действительно не в своем уме. Вот поистине блистательная игра, почти за гранью здравого смысла! К сожалению, Владимир Головлев, как в романе, так и в постановке, персонаж эпизодический.

Нельзя не сказать об Алле Покровской с ее ролью "Великой матушки Всея Руси" госпожи Головлевой. Задача у выдающейся актрисы наисложнейшая. Потому что Арина – воплощение противоречий: и деспотка, и спасительница, и лицемерка, и открытая душа, и умница, и опасная дура, погубившая своим воспитанием всю семью. В целом, Головлева сыграна естественно, временами даже темпераментно и с размахом, но есть и ощущение фальши. Так, Покровская порой выражает вполне обыденные мысли чересчур эмоционально и громко, с противоестественной экзальтацией.

Арина Головлева пытается быть образцовой матерью, а сама принимает лесть, при этом прекрасно понимая, что это неправда. Во втором действии она производит впечатление несколько выжившей из ума, блаженной старушки, но это скорее результат безмерной усталости от всего, что происходит вокруг. В сцене, где она со своим сыном Порфирием, беременной Евпраксеюшкой и внуком Петей пьет чай, видно, что в ее глазах ощутимо проглядывает разочарование. И такие сцены из второго действия несколько компенсируют нам разочарование после действия первого – с выкриками и заламыванием рук.

Двое других сыновей Арины – Степан и Павел – кажутся в постановке не столь интересными, как дуэт Арины и Иудушки. Да и сама игра Кравченко и Чекмазова тонет в общем хаосе первого действия. Их трагедия не затрагивает внутренних струн зрителя и не вызывает сопереживания. При этом актеров нельзя упрекнуть в слабой игре. Причина, видимо, кроется в постановочном решении, не позволившем им в полной мере развернуться. Это тем более обидно, учитывая, что оба актера достаточно известны своими удачными ролями в кино и на телевидении. Но опять подчеркнем: жизнь и смерть героев показаны в первом действии и просто тонут в общем хаосе головлевского дома.

Актеры небольших ролей не оставляют особого впечатления, но не потому, что играют плохо, а опять-таки из-за особенностей постановки Серебренникова, рассчитанной на Миронова с Покровской и на второе действие, в котором сконцентрировано режиссерского кредо.

Серебренников известен своим особым пристрастием к постановке классических произведений. Недавним театральным событием стал его "Лес", интерпретированный под застой 70-х годов ХХ века. Казалось бы, можно ли осовременить еще одно произведение XIX века, не повторяясь? Оказывается, можно. Серебренникову даже не понадобилось для этого прибегать к аранжировке эпохи – он сделал ставку не на костюмы и приметы времени, а на идею, вечную для России и опасную для русского общества.

Иудушка Головлев не временщик, он – тот извечный деспот, который, кажется, и не умирал никогда, потому что, увы, бессмертен. Но короля играет свита, и по окружению Иудушки мы ясно видим, что на каждом отдельном персонаже лежит вина за то, что такие тираны то и дело появляются на нашей земле. Воззвание к общественной вине и совести и было задачей режиссера Серебренникова.