"ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ"

Журнал "Time Out Москва"
02.11.2005
Кристина Матвиенко

Новая работа Кирилла Серебренникова подтверждает его репутацию режиссера, не делающего ничего случайного. "Господа Головлевы" Салтыкова-Щедрина на Малой сцене МХТ появились вслед за "Лесом" Островского на Основной. Классика в руках главного на сегодня московского режиссера выдает его художническую программу куда лучше, чем простенькие и эффектные постановки современных пьес.

История падения семьи, изнутри подтачиваемой греховными наклонностями, в спектакле "Господа Головлевы" переведена в масштабную картину падения человека, отечества, ну, и мироздания заодно. Эпиграфом вынесены строчки Блока: "Грешить бесстыдно, непробудно", напечатанные в программке поверх развалин Вавилонской башни. Собственно, именно в таком ключе, сопрягая бытовое с метафорическим, и сделан весь спектакль. Этюды семейных склок положены на тихое и настойчивое жужжание мух, бьющихся о стекло. Очередную смерть сына или внука Арины Петровны "отмечают", зашивая сюртук, как брюшину, суровыми белыми нитками. После этой операции покойник встает и уходит, а ближе к финалу все убиенные выстраиваются в проемах задника, сильно напоминающих и деревенский нужник, и деталь погоста.

Язык, которым "Головлевы" переведены на сцену, стилистически не однороден. Есть тут и подробно-реалистически разыгранные сцены разборок мамы с сыном: диктаторшу Арину Петровну Алла Покровская прекрасно превращает в несчастную и вовремя раскаявшуюся мать, а Иудушка в исполнении приглашенного из "Табакерки" Евгения Миронова – жертва ее неправильного воспитания. Есть и убойный "символизм", когда Иудушка бредет по заснеженному кладбищу и падает среди холмиков, чтобы уснуть раз и навсегда. Стилистическая сбивчивость как будто и не противоречит структуре спектакля, в которой каждый эпизод разыгран этюдным методом, а актеры играют выпукло-ясно. Режиссер даже слегка "кинофицирует" зрелище, отбивая одну сцену от другой титрами на маленьком экране. Но в нужное настроение попадает только один персонаж. Это – красавица Аннинька, сыгранная Евгенией Добровольской просто и страшно. И появляется она в самом конце трехчасового представления. Вот когда внучка Арины Петровны, кочующая актриска, после тяжких жизненных испытаний возвращается в родное гнездо, чтобы сесть с его опустившимся хозяином за стол, выпить и поговорить по душам, сложносочиненный, но порой неубедительный спектакль обретает дыхание. Очень точное и тошнотворное.