ПЕРЕКРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ

Журнал "Коммерсантъ-Weekend" №168
11.09.2009
Татьяна Джурова

Гастроли МХТ в Балтдоме

...
Номером первым, безусловно, идут "Господа Головлевы" Кирилла Серебренникова с премированным "Золотой маской" Евгением Мироновым в заглавной роли Иудушки. "Головлевы" – наглядный пример стремительной режиссерской эволюции. Пять лет назад Серебренников эпатировал; сейчас он выглядит почти традиционалистом, уверенно обосновавшимся в нише поэтического театра и чутко читающим классические тексты.

"Головлевы" – умелый, изобретательный спектакль с двумя яркими актерами в центре и массой характерных для Серебренникова придумок. Сумеречный мир спектакля оформлен чем-то вроде иконостаса из дверей-гробов, в которые упаковывают свежеприбывших покойников, и тюками грязного белья вместо фамильного кладбища. Сцена населена похожими на призраков дворовыми девками, оглашается всхлипами, шорохами и томительным мушиным жужжанием, а также прихотливыми завываниями Головлева-старшего (Сергей Сосновский), декламирующего похабные стихи Баркова. Белогорячечные сны сплетаются с явью, мертвецы не могут упокоиться, с любопытством взирая на трапезу живых из вертикальных гробов-кабинок. Одна из замечательных находок – странное движение, которым крестятся все без исключения герои. Словно хотят наложить крестное знамение, но все время промахиваются, суетливо чертя в воздухе странные асимметричные фигуры.

Если Алла Покровская в роли Арины Петровны Головлевой – властная, умная, чрезвычайно живая – и рельефно и строптиво выступает из этого фона, то Миронов-Порфирий гармонично сливается с ним. Иудушка Салтыкова-Щедрина напоминал паука, мироновский Иудушка не сосет кровь, а убалтывает, доводит до нервного срыва, будто муха, от которой невозможно отмахнуться. Сладким тенорком плетет липкую словесную ткань, где увязает как под гипнозом даже "милый друг маменька ". При этом в вырождающейся семье Головлевых Иудушка выглядит едва ли не самым нормальным. Лишь время от времени в нем сквозит нечто безмятежно-нечеловеческое, например, спокойное внимание, с каким он наблюдает агонию брата Павла (Алексей Кравченко). "Господа Головлевы" у Серебренникова получились ни больше ни меньше как о пришествии Антихриста, о зле, которое, вопреки Салтыкову-Щедрину, не самоуничтожается, а словно растворяется в вязкой атмосфере спектакля. ...