ПОЛНАЯ ФИСГАРМОНИЯ

Газета "Литературная Россия" №42
21.10.2005
Илья Колодяжный

Не успели улечься страсти вокруг спектаклей Кирилла Серебренникова, поставленных в прошлом театральном сезоне, как скандальный режиссер вновь стал центром ожесточенных споров. На этот раз Серебренников привлек внимание премьерой в МХТе имени А.П Чехова спектакля "Господа Головлевы".

Надо сказать, что "Господа Головлевы" – не просто сатира (как подавляющее большинство произведений Салтыкова-Щедрина). В романе заложен огромный драматический момент. Это, пожалуй, самая "реалистическая" вещь сатирика. Поэтому при постановке "Господ Головлевых" самой сложной задачей является найти верный баланс между сатирической и драматической составляющей романа. Но, судя по премьере, режиссер подобными сложностями даже не задавался. Серебренников просто-напросто "модернизировал" Салтыкова-Щедрина по отработанной схеме: перенес действие романа в 1960-е годы и снабдил постановку набором различных эпатажных "штучек". Это ничего, что вся проблематика "Господ Головлевых" сведена к взаимоотношениям матери и сына (Порфирия). Зато на сцене шумно и много музыки: Иудушка (Евгений Миронов), например, играет на фисгармонии, Аннинька (Евгения Добровольская) тревожит нервную систему зрителей при помощи скрипки и вокала, прочие наяривают на калимбах. Одним словом, потешайся, почтенная публика, мы тебе в следующий раз еще не то выкинем!