ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ

weekend.ru
10.01.2006
Виктория Никифорова

Склочник, сутяжник, отъявленный лицемер и чудовищный зануда Иудушка Головлев последовательно сживает со света всех своих родственников, чтобы в финале остаться в страшной, невыносимой пустоте, которую сам же и создал.

Художественный театр становится передовой площадкой войны с религиозным мракобесием. Почти год назад на большой сцене вышел "Тартюф" – там Олег Табаков в главной роли создал замечательную карикатуру на воцерковленного пахана. И вот Кирилл Серебренников выпускает на малой сцене историю тартюфа отечественного – куда более страшного, чем его французский коллега. И опять спектакль выходит пугающе современным.

Задолго до премьеры было понятно, что актерской органике Евгения Миронова роль Иудушки Головлева – с ее бесконечной, захлебывающейся болтовней, мелкими жестами – так муха, сев на сахар, суетливо потирает крылышки – адской стервозностью и ангельским имиджем – подходит идеально. Премьера это доказала – в "Господах Головлевых" Миронов сыграл одну из лучших своих ролей – однако ничего нового не выявила. Кирилл Серебренников, несмотря на свою репутацию модного режиссера, умер в актере так основательно, что просто не придумал для Миронова никакого развития роли. Такое впечатление, что задача перед актером стояла одна-единственная – спародировать своего князя Мышкина, развенчав миф об идеальном человеке. Получилось это замечательно, но к антракту Миронов успевает исчерпать весь запас своих штучек, фенечек и примочек. Во втором действии ему приходится повторяться.

Впрочем, если вы устанете от Иудушки, к вашим услугам – Алла Покровская (мать Головлева), которая на наших глазах с жуткой достоверностью превращается из властной сильной помещицы в крошечную зашуганную старушку, и совершенно неотразимая Евгения Добровольская (племянница Иудушки), чьи безумные глаза запугивают публику почище рук-ножниц Фредди Крюгера.

Но лучше всего здесь даже не актерский ансамбль – хотя приятно посмотреть, как звезды выкладываются на полную катушку. Главный драйв этому мрачному трудному 4-хчасовому спектаклю придает его современность. Церковное сюсюканье Иудушки, оплетающего всех своими молитвами, словно паук – липкой паутиной, слишком хорошо рифмуется с религиозной демагогией, заполняющей сегодня все информационное пространство. Так что неправы те, кто утверждает, будто Кирилл Серебренников из модных режиссеров переквалифицировался в традиционалисты. Его "Господа Головлевы" очень актуальный спектакль. Тем и страшен.